22.09.2022

Правозащитники заявили о проблеме политически мотивированных преследований граждан

17 августа 2022 года представители правозащитных организаций различных стран Евразийского региона обсудили по инициативе Центра гражданских свобод и Международной хельсинкской ассоциации в формате Solidarity Talks проблемы политически мотивированных преследований граждан России, Афганистана, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и целого ряда других стран. В ходе обсуждения проблемы участники мероприятия узнали о фактах международного преследования россиян с участием ИНТЕРПОЛ, которые можно оценить как политически мотивированные. Участники Solidarity Talks 17 августа 2022 года приняли решение подготовить обращение в адрес Генерального секретариата ИНТЕРПОЛ и предложить подписать это обращение всем правозащитным организациям, которые выступают против политически мотивированных уголовных преследований.

Мы направляем данное обращение Генеральному секретариату ИНТЕРПОЛ для принятия мер.
Статья 2 Устава Интерпола установил цель этой организации: обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства страны и в духе Всеобщей Декларации прав человека.
Дух Всеобщей декларации выражает идеи, принципы, символы и ценности данного документы, которые регулируют отношения между человеком и властью. Всеобщая декларация прав человека провозгласила: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального
происхождения, имущественного, сословного или иного положения» (статья 2).

Провозглашенное статьей 3 Всеобщей декларации право на свободу и личную неприкосновенность не может зависеть от положения человека, которое возникло в результате политически мотивированного преследования этого человека. Положение незаконно преследуемой особы, безусловно, относится к категории «иные положения». Данная категория названа в статье 2 Всеобщей декларации.

Статья 7 Всеобщей декларации установила, что «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». Содержание данной статьи однозначно запрещает дискриминацию по политическим мотивам. Политически мотивированное преследование, безусловно, является примером такой запрещенной дискриминации.

Таким образом, не только дух, но также буква (конкретные нормы) Всеобщей декларации прав человека запрещают преследование людей по политическим мотивам. Российская Федерация осуществляет политически мотивированные преследования как граждан этой страны, так и других государств.

Мы верим, что Генеральный секретариат осознает эту проблему. В заявлении Генерального секретариата ИНТЕРПОЛ от 10 марта 2022 года было сказано, что все запросы российского представительства ИНТЕРПОЛ будут направляться в Генеральный секретариат для проверки на соответствие правилам ИНТЕРПОЛ. Однако, данной меры оказалось недостаточно. Мы констатируем, что решение Комиссии по контролю за файлами ИНТЕРПОЛ
(персональные данные исключены) несет угрозу правам человека. Это решение является показательным примером, поскольку содержит несколько грубых нарушений прав человека.

В данном решении Комиссия отказалась удалить из международного розыска гражданина России. В пункте 68 решения Комиссия заявила, что никаким мнениям о наличии политических мотивов преследования человека, в том числе экспертным, нельзя
придавать тот же вес, что решениям национальных судебных органов. Это означает, что никто и никогда не сможет доказать Комиссии наличие политических мотивов уголовного преследования. Единственным исключением являются судебные органы государства, которое осуществляет политически мотивированное преследование человека. Однако, в авторитарных и неототалитарных государствах странах-членах ИНТЕРПОЛ отсутствует независимость судебной власти. Суды всех уровней в таких странах подчинены правящим группировкам. В случае политически мотивированного уголовного преследования это означает, что ни один суд не признает политическую мотивированность уголовного преследования и не даст справедливой правовой оценки действиям преследуемого человека. Более того, Комиссия проигнорировала статус заявителя как лица, ищущего
убежища.

Статья 33 Конвенции о статусе беженцев прямо запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, где им угрожает опасность. Принцип недопущения высылки защищает искателей убежища на время рассмотрения ходатайства о предоставлении убежища. Данный принцип полностью применим в контексте экстрадиции. В то же время, международный розыск направлен на принудительное возвращение в страну, которая разыскивает человека. Отказ Комиссии по контролю за файлами исключить из международного розыска дело (персональные данные исключены) можно трактовать как нарушение принципов и норм защиты лиц, ищущих убежища, а также как нарушение статьи 3 Устава ИНТЕРПОЛ.

Данная статья категорически запретила этой организации осуществлять какое-либо вмешательство или деятельность политического характера. Поддержка политически мотивированного уголовного преследования человека, вне зависимости от субъективных мотивов такой поддержки, является деятельностью политического характера.

Мы просим Генеральный секретариат рассмотреть проблему, созданную решением Комиссии по контролю за файлами (персональные данные исключены) и принять меры по разрешению проблемы в духе Всеобщей декларации прав человека. Мы также просим исключить любую возможность нарушения прав человека действиями ИНТЕРПОЛ.

Подписали:
Михаил Савва, Экспертная группа «Сова», Украина
Лейла Назгул Сайитбек, «Свобода Евразии», Австрия
Виктор Коган-Ясный, «Право на жизнь и гражданское достоинство», Россия
Антон Хвостов, «Центр социально-правовых и природоохранных инициатив»,
Россия
Татьяна Дракохруст, «Образовательный старт», Украина
Евгений Захаров, Харьковская правозащитная группа, Украина
Толекан Исмаилова, FIDH, «Бир Дуйно-Кыргызстан», Кыргызстан 
Светлана Ганнушкина, Комитет «Гражданское содействие», Россия 
Наталья Евдокимова, Правозащитный совет Санкт-Петербурга, Россия
Юрий Джибладзе, Совет российских правозащитников, Россия
Павло Федик, Фонд громад «Знания и справедливость», Украина
Олег Антипенко, Общественная наблюдательная комиссия по контролю
за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания в Иркутской
области, Россия 
Вера Аммер, Немецкое общество «Мемориал», Германия

Нодари Хананашвили, Национальная ассоциация благотворительных организаций,
Россия 
Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт», Россия 
Алексей Козлов, Solidarus e.V., Германия 
Олег Михайлик, Правозащитная ассоциация «Правое дело», Украина
Юнус Мадаев, Чеченская правозащитная ассоциация «Vayfond», Франция 
Евгений Жовтис, Казахстанское международное бюро по правам человека и
соблюдению законности, Казахстан
Василь Санкович, Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова,
Беларусь
Александра Матвийчук, Центр гражданских свобод, Украина 

Адрес для ответа
Центр гражданских свобод
Украина, Киев, 01004, ул. Бассейная 9 Г

Назад
Попередня Наступна
buttons