24.06.2016

Украинофобия в Крыму. На что делает ставку Кремль

Реинтеграция Крыма – это не только возвращение территории. Ключевой элемент стратегии — люди. И Россия это хорошо понимает, поэтому прикладывает усилия, чтобы нам было некого возвращать: воспитывает украинофобию через телевизор, изменяет демографический состав населения, что само по себе является военным преступлением. И ко всему — методично уничтожает независимое гражданское общество, которое должно стать одним из ключевых факторов реинтеграции. Сохранить его хоть в каком-то виде – наша задача.

Уже более двух лет мы ведем мониторинг политических преследований в оккупированном Крыму. Арсенал репрессий достаточно широк: людей арестовывают, в их домах проводят обыски, запрещают проведение мирных собраний, фабрикуют уголовные и административные дела. Оккупационная власть не брезгует похищениями, запугиваниями, избиениями и пытками. Россия последовательно вытесняет активных людей с территории полуострова или заставляет их замолчать.

В ситуации, когда прямо повлиять на ситуацию достаточно трудно, а международное сообщество ограничивается только гневными резолюциями, простых путей сохранения остатков гражданского общества на полуострове просто не существует. В то же время, есть несколько направлений работы.

Во-первых, надо преодолевать информационную изоляцию Крыма. Люди на полуострове должны иметь возможность получать отличную от прокремлевской информацию доступным для них языком. Параллельно должны быть даны инструкции относительно того, как обойти блокировку сайтов, если речь идет о вещании в интернете. Различные вопросы Крыма должны быть в топе политической повестки дня, о них должна писать украинская пресса. Следует развивать связи с религиозными, профессиональными, культурными сообществами на темы, которые составляют предмет их интереса. Людям, которые сохранили украинское гражданство, следует максимально упростить административные процедуры методами онлайн-управления.

Во-вторых, крымская молодежь должна иметь доступ на льготных условиях к образованию на материковой Украине. Учебные заведения разного уровня должны внедрить дистанционные программы, ориентированные на Крым. Нужно увеличить количество специализированных учебных заведений, вроде перемещенного в Киев Таврического университета, которые бы учитывали разницу в школьных программах Украины и России. Их следует рассматривать в качестве коммуникаторов с Крымом, ведь у студентов остаются друзья и семьи на полуострове, а также как базу для формирования крымской элиты. Учиться в этих заведениях должно быть престижно.

В-третьих, Украина должна научиться защищать людей, которые остались один на один с оккупантами. Нужно определиться с рамками работы для российских правозащитников в Крыму, которые могут подключиться к практической защите преследуемых людей на месте. Кейсы людей, преследуемых путинским режимом, должны постоянно звучать на уровне международных организаций. Причастные к этим преследованиям должны расширять список персональных санкций. Органы государственной власти должны осуществлять эффективное расследование и собирать доказательства по этим фактам. Также нужно разработать программу поддержки таких людей на территории материковой Украины.

В общем, отсутствие продуманной политики в отношении оккупированного Крыма может существенно усложнить в реинтеграцию этих территорий в будущем. Украине нужно перевести на язык практических действий слова Олега Сенцова “моя страна меня не бросит” и посылать четкий сигнал людям о том, что она за них борется.

Автор: Александра Матвийчук, правозащитница, координатор общественной инициативы Евромайдан-SOS и председатель правления общественной организации Центр Гражданских Свобод

Источник: Новое время, 23.06.2016

Назад
Попередня Наступна
buttons