29.07.2022

Правила войны Ветхого Завета гуманнее методов армии РФ, – религиоведы

Правила войны, прописанные в Ветхом Завете, гуманнее методов ведения войны, которые применяет российская армия. Об этом заявил Вячеслав Горшков, координатор сотрудничества с религиозными сообществами Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести во время брифинга «Война России с Богом», состоявшегося накануне в Украинском кризисном медиа-центре.

В ходе мероприятия речь шла о различных аспектах документирования разрушения культовых сооружений во время второго этапа русско-украинской войны.

Главный акцент дискуссии – разрушение культовых сооружений является нарушением Международного гуманитарного права, документирование таких преступлений необходимо для привлечения к ответственности виновных в военных преступлениях как украинским правосудием, так и в рамках международных механизмов.

«Невыборочные обстрелы, не имеющие четко определенных военных целей, являются нарушением законов и обычаев войны. Кроме того, согласно Международному гуманитарному праву некоторые типы объектов гражданской инфраструктуры имеют особый защищенный статус. К ним относятся медицинские учреждения; учебные заведения; исторические памятки и другие культурные объекты; а также культовые сооружения», – подчеркнул эксперт Центра Гражданских Свобод Вячеслав Лихачев.

«Война, которая сейчас продолжается – это ценностная война. Россия – это ценности, ведущие в XIX веке. Целью этой войны – уничтожение нашей (украинской) идентичности… Россия заменяет реальность своей идеологической надстройкой. Из-за преступных действий российской армии разрушается религиозное разнообразие Украины», – отметил Игорь Козловский, религиовед, старший научный сотрудник отделения религиоведения Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины

Тезисы вышеупомянутых спикеров поддержал и Руслан Халиков, религиовед, руководитель проекта «Религия в огне» Мастерской академического религиоведения. «Разрушение культовых сооружений – это не просто нарушение Международного гуманитарного права, это нарушение прав человека на свободу совести. И это нарушение является военным преступлением. В Украине – абсолютная свобода вероисповедания. В России подход более централизован. Россия наступает на религиозную свободу, предпринимает попытку навязать российскую общественную модель», – добавил он, комментируя ситуацию.

Следует отметить, что часто культовые сооружения имеют также значительную историческую и культурную ценность. «Разрушение культовых сооружений в ряде конфессий из-за особенностей вероучения делает вообще невозможным полноценное отправление культа, то есть нарушается также свобода вероисповедания значительных групп населения», – резюмировал религиовед.

Украинские общественные организации и государственные органы прилагают значительные усилия для документирования случаев повреждений и разрушений культовых сооружений в ходе полномасштабной российской агрессии. Эта работа затруднена из-за ограниченного доступа к районам интенсивных боевых действий и полному отсутствию доступа к оккупированной территории (а часто также — как отсутствием технической возможности связи с людьми на местах, так и опасностью для них передачи профильным организациям такой информации и подобных контактов) . Кроме того, в отличие от образовательной или медицинской инфраструктуры, религиозные объекты не объединены в единую организацию (тем более государственную), которая могла бы собирать информацию централизованно по налаженным ранее каналам.

Именно отсутствие такой централизованной системы учета приводит к достаточно заметной разнице в информации о разрушении культовых сооружений.

Так, по данным Института религиозной свободы, по меньшей мере 240 религиозных сооружений пострадали от российского вторжения в Украину.

220 кейсов были задокументированы в рамках проекта «Религия в огне» Мастерской академического религиоведения, которая реализуется совместно с Конгрессом национальных общин Украины.

По данным Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести, захватчики нанесли разрушения по меньшей мере 183 религиозным сооружениям в Украине.

Коалицией неправительственных организаций «Трибунал для Путина» были документированы 129 случаев. Согласно последнему докладу Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине,   во время полномасштабной российской агрессии пострадали 74 культовых здания.

Разница в количественных данных объясняется недостаточной координацией и обменом информаций между инициативами, а также различными методологическими подходами. Некоторые инициативы фиксируют случай только после непосредственного осмотра пострадавшего объекта; другие считают возможным задокументировать факт на основе фото- и видеосъемки, а также свидетельств очевидцев или даже сообщений СМИ и соцсетей. Кроме того, есть объективные сложности в процессе документирования.

Эксперты говорили также и о внешнеполитическом измерении проблемы. На внешнеполитической арене Москва приложила также множество пропагандистских усилий для обвинений Киева в нарушении прав национальных и религиозных меньшинств. В этом контексте важно обратить внимание на многочисленные факты обстрелов зданий мечетей, синагог и культовых объектов других религиозных групп (в частности, массовые разрушения церквей так называемой Украинской православной церкви Московского патриархата). В ряде регионов пострадали или полностью разрушены 100% синагог. Повреждена была единственная караимская кенасса на территории «материковой» Украины — культовое сооружение малой этноконфессиональной группы, что в религиозном плане является ответвлением иудаизма. Караимы в Украине признаны коренным народом, согласно нормам международного права и требованиям ООН, предусматривает особо бережное отношение к их культурному и историческому наследию», – рассказал Вячеслав Лихачев.

Подводя итоги брифинга, можно отметить – как православные храмы, так и культовые сооружения различных меньшинств находятся в непосредственной угрозе вследствие полномасштабного российского вторжения. Претендуя на соблюдение каких-то религиозных ценностей и формируя идеологию, якобы основанную на каких-то духовных скрепах, на самом деле Россия начала разрушительную войну с Богом, религией и свободой совести.

Сбор и честный анализ фактов разрушений культовых зданий красноречиво свидетельствуют об этом. И конечно, все аспекты нарушения Международного гуманитарного права следует документировать для будущего суда над военными преступниками.

Назад
Попередня Наступна
buttons