15.11.2016

ІІ Крымский форум и международный форум диссидентов прошли во Львове

10-11 ноября во Львове состоялось два важных события – ІІ Крымский форум и международный форум диссидентов, приуроченный к 40-летию образования Украинской Хельсинкской группы. 150 диссидентов из 16 стран мира приехали, чтобы вместе сказать миру: «Стоп, так больше не может продолжаться. Россия попирает права человека, и нам нужно сплотиться для противостояния». Александр Подрабинек из России, Лагле Парек из Эстонии, Адам Михник из Польши, Паруйр Айрикян из Армении, украинцы Евгений Захаров, Иосиф Зисельс, Мирослав Маринович, Василь Овсиенко и другие бывшие политические узники коммунистических режимов воззвали к мировому сообществу: Россия оживляет методы репрессий времен Советского союза, если не препятствовать – станет хуже. Об этом пишет Lb.ua.

10 ноября с самого утра трапезная Украинского католического университета переполнена – здесь собрались 150 правозащитников. Все они хорошо знакомы между собой: Хельсинкское движение было отлично скоординировано между бывшими республиками Советского союза.

После приветствия мэра города Львова Андрея Садового, начинается первая дискуссия. Во время выступлений никто не читает по бумаге, напротив – участники говорят импровизированно. Часто звучат подначки и шутки. Хотя тема более чем серьезная.

«Никогда мир еще не был так связан между собой, как сейчас, – говорит LB.ua глава Партии национальной независимости Эстонии и бывшая политзаключенная Лагле Парек. – У Евросоюза большая роль, но хватит ли у них смелости в случае чего? Вот, например, если Путин проснется в один день и решит взять Прибалтику, он сделает это за несколько часов. НАТО должно будет освободить нас. Но нас просто не будет! Распад Евросоюза очень большая опасность для Эстонии. Мы, прибалты, делаем все, чтобы этого не произошло. Это для нас жизненный вопрос, не меньше».

Недостаточно эффективное противостояние Европы агрессору в лице России – одна из главных тем дискуссий. А итогом форума станет меморандум-обращение диссидентов к миру.

В заднем ряду, вдали от сцены, спрятался главный редактор «Gazeta Wyborcza» Адам Михник. Он никак не может разобраться с наушниками-переводчиками и угрюмо бродит от своего места к техническому отделу и обратно.

«Признавать Волынскую трагедию геноцидом – это абсурд и бессмысленность, – делится он мыслями по поводу украинско-польских отношений, – наши парламентарии трусы и шовинистически понимают патриотизм. Но с другой стороны этот вопрос останется для украинских историков. Я надеюсь, что эти моменты нас не разъединят».

Уже во время дискуссии в зал заходит Александр Подрабинек. Он надевает наушники и усаживается рядом с журналистами. Из России также приехали члены Московской Хельсинкской Группы – лидер правозащитной фракции партии «Яблоко» Валерий Борщев и председатель российского общества «Мемориал» Сергей Ковалев.

«Раньше, когда я был моложе, мне говорили, что я похож на Ленина. А сейчас еду в такси в России и водитель мне: «Вы похожи на Сталина». Вы понимаете, настолько у людей смешались понятия про СССР, они все путают, – говорит Валерий Борщев. – У них есть тоска, иллюзия про сильного руководителя, который решит все за них. Принимая такое решение, люди дают аванс на жестокость и репрессии. В Украине и России по-разному относятся к прошлому, потому что вас в этом смысле объединяет «чужой» Сталин, который уничтожал «наш народ». А у нас он как бы «свой». Это страшная проблема. Но это объясняет, почему популярен Путин».

Борщев убежден, что вскоре ситуация в России должна измениться. Он также считает, что Донбасс изначально не был нужен российской власти. Кремль хотел «отрезать» себе выход к Крыму вместе с Мариуполем, но не получилось.

«После «болотного дела» все протесты задавлены. Но эта система рухнет. Она мало того, что застойная, но и приводит к резкому снижению экономического состояния, политической нестабильности. Люди ощущают это. Но все проблемы перекладывают на Медведева, хотя он, конечно, мало что решает. А Донбасс, я думаю, Россия хочет отдать, но не знает, как это сделать так, чтобы «сохранить лицо», – суммирует он.

Во время дискуссий диссиденты пытаются решить дальнейшую судьбу Хельсинкского движения. Сергей Ковалев единственным решением мирового кризиса видит возобновление диссидентского движения.

«Сейчас центр зла – Россия. Не Северная Корея и Китай, а Россия, ибо они – производные Москвы. Что может пытаться сделать нынешнее Хельсинкское движение? То же, что и в момент своего возникновения, ничего более. Почему я так ругал Московскую Хельсинкскую группу? Потому что импульс должен опять идти из Москвы, не потому что это центр мира, но потому, что это – центр зла. Общество должно давить на свое правительство, – грустно выступает Ковалев. – Я боюсь это говорить, потому что знаю, что за этим последует. Как только в Москве будут звучать призывы «Это правительство должно уйти», снова начнутся репрессии. Мне неловко выступать с этим призывом, потому что мне скоро 87, меня не посадят. Но что поделать. Если Московская Хельсинкская группа не прекратит этот позор, я не знаю. Я не вижу других инициатив».

Следующий день диссиденты посвятили обсуждению аннексии Крыма и нарушениям прав человека на полуострове. Открыл Крымский форум глава Меджлиса Рефат Чубаров:

«Незыблемым принципом крымскотатарского движения был и остается принцип ненасилия, – заявил он. – Поэтому во время вторжения России в Крым мы очень надеялись, что вся конструкция международного права, которая выстраивалась долгие десятилетия, позволит защитить и Крым, и крымских татар, и Украину, но оказалось, что в ситуации, когда член совета НАТО выступает прямым агрессором, все это бессильно».

Рядом с главой Меджлиса сидит Айше Сейтмуратова – она в крупных солнцезащитных очках, а из-под берета кое-где проглядываются седые локоны. Это единственная женщина в движении, которая дважды была политзаключенной. В дискуссии она участвует очень пассивно – берет слово, только когда этого требует регламент.

«Они у меня все отняли, даже язык, – рассказывает она историю своего первого ареста. (В 1966 году ее обвинили в «разжигании национальных чувств». Советская власть препятствовала поступлению Айше в Институт истории и наук). – Власти того государства разбудили во мне сознание, что я никто в СССР. Мы (крымские татары) только требовали выполнить все законы, которые нас касались, но нас бросали опять в тюрьмы и лагеря. Мы никогда не брали в руки оружие. Нашим оружием было перо и бумага».

Голос Айше напоминает стук барабана, бьет резко и четко: «Сегодня все повторяется опять. Ко мне пришли из прокуратуры и сказали: «Вы нарушаете законы Российской Федерации». Я говорю: «Извините, но я нахожусь у себя дома! Ваши предки выбросили меня из детской кровати, а сегодня пришли выбрасывать вы!» Сегодня все народы должны стать и сказать: «Прекратите уничтожать нации! Ведь каждая нация – это отдельная культура!»

Рефат Чубаров в разговоре с LB.ua подчеркивает, насколько важно присутствие каждого. Ведь поддержать крымских татар приехали даже диссиденты из стран, которые занимают откровенно пророссийскую позицию, например, армянский политик, диссидент Паруйр Айрикян.

После трехчасового обсуждения и редактирования меморандума, диссиденты подписывают обращение к мировой общественности. В документе они призывают мир опомниться и эффективнее реагировать на оккупацию Крыма и Донбасса Россией.

«Любая уступка агрессору, приносящая кажущийся мир, будет чревата мировыми катаклизмами», – говорится в документе.

«Надеюсь, нас услышат, ведь фамилии присутствующих здесь людей значат многое для мировой общественности», – говорит Рефат Чубаров.

Материал опубликован 14.11.2016: http://ihahr.org/news/ii-krymskiy-forum-i-mezhdunarodnyy-forum-dissidentov-proshli-vo-lvove

Назад
Попередня Наступна
buttons