28.06.2022

Открытое обращение Ларисы Денисенко, Александра Павличенка и Александры Матвийчук по поводу института Уполномоченного ВРУ по правам человека

31 мая 2022 года Верховная Рада Украины выразила недоверие Уполномоченному ВРУ по правам человека Людмиле Денисовой и уволила его с должности.

В законе “Об Уполномоченном ВРУ по правам человека” такого основания для освобождения от должности как выражения недоверия, глубокой обеспокоенности, тревоги или других чувств народных депутатов не предусмотрено, это основание появилось в изменениях к закону «О правовом режиме военного положения» 12 мая этого года. Изменения предусматривают, что «в период действия военного положения Верховная Рада Украины может принять решение об увольнении должностного лица с должности, назначение на которую и увольнение с которой отнесены к полномочиям Верховной Рады Украины, кроме оснований, предусмотренных специальными законами, также в случае выражение недоверия такому должностному лицу».

Заметим, что сегодня речь идет не о конкретном лице Людмиле Денисове или оценке эффективности ее работы, к которой тоже есть много вопросов. А о том, что с 12 мая 2022 года независимый институт Уполномоченного перестал существовать в Украине. Каждый, кто будет назначен на эту должность, не сможет и слова сказать против ветра – покритиковать Президента или парламент за нарушение прав человека – потому что сразу прилетит угроза «выразить недоверие» и уволить в течение одного дня. 

На сегодняшний день в парламенте был определен только один кандидат на этот пост — Дмитрий Лубинец, глава Комитета по правам человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской обл. и АР Крым, г.Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений. 

Кандидат на должность Уполномоченного должен отвечать определенным законом требованиям, среди которых есть опыт правозащитной деятельности. В случае Дмитрия Лубинца возникает вопрос о именно таком опыте, о котором ничего пока не известно. Выполнение должностных обязанностей в Комитете ВРУ такой деятельностью не является, потому что тогда еще большими «защитниками» являются Вадим Рабинович или Виктор Медведчук, который, кроме прочего, организовывал обмены пленных с 2014 года.

Как только появилось сообщение о кандидатуре Дмитрия Лубинца, всем авторам этого текста из разных источников от антикоррупционных органов и общественных антикоррупционных организаций стали посылать информацию о сомнениях в добродетели Дмитрия Лубинца. Это подчёркивает соответствие его кандидатуры предусмотренному законом критерию «иметь высокие моральные качества».

Например, в этом деле https://reyestr.court.gov.ua/Review/96240307 речь идет о том, что во время судебного заседания следователем судьей было установлено, что детективами НАБУ осуществляется досудебное расследование в уголовном производстве № 4202000000001304 от 14 июля 2020 года по факту возможного злоупотребления народным депутатом Украины ОСОБА_1 в Единый реестр досудебных расследований по заявлению ОСОБА_2 от 30 июня 2020 года. В ходе досудебного расследования возникла необходимость в допросе в качестве свидетеля ОСОБА_1, а именно по уточнению получения им денежных средств для компенсации стоимости аренды жилья. С этой целью детективами Национального бюро ОСОБА_1 неоднократно вызывался повестками, в частности, 28 января 2021, 15 февраля 2021, 05, 09 и 10 марта 2021 года. Свидетель был надлежащим образом поставлен в известность об указанных вызовах, о чем дан ответ руководителя Главного управления документального обеспечения Аппарата Верховной Рады Украины. Однако в определенные в повестках дату и время ЛИЦО_1 для допроса в качестве свидетеля не прибыл и не сообщил о причинах своего неприбытия. ЛИЦО_1, он же Дмитрий Лубинец, просто проигнорировал вызовы в суд.

Предыдущие назначения Уполномоченного тоже были сугубо политическими. Парламентское большинство назначало «своего» человека, который должен был не поднимать голос против тех, кто его назначал. Именно это и становилось причиной неприятия уполномоченного, когда к власти приходила другая политическая сила.

Предыдущие назначения Уполномоченного тоже были сугубо политическими. Парламентское большинство назначало «своего» человека, который должен был не поднимать голос против тех, кто его назначал. Именно это и становилось причиной неприятия уполномоченного, когда к власти приходила другая политическая сила.

Для того, чтобы Уполномоченный ВРУ по правам человека мог работать как эффективный институт защиты прав человека, нужно вернуться в правовое поле и отменить действие закона от 12 мая 2022 года в контексте Уполномоченного ВРУ по  правам человека. Это создаст возможности для того, чтобы среди кандидатов были специалисты высоких моральных качеств и с надлежащим правозащитным опытом, которым по Конституции должен обладать омбудсман.

Лариса Денисенко, правозащитница

Александра Матвийчук, глава Центра гражданских свобод

Александр Павличенко, исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека

Назад
Попередня Наступна
buttons