21.05.2022

Обращение Евромайдан SOS по поводу незаконного перемещения граждан Украины из Мариуполя и других украинских городов на территорию Российской Федерации

После вторжения Российской Федерации на территорию Украины 24 февраля 2022 Мариуполь оказался в блокаде российских войск. По сообщениям местных властей, инфраструктура города уничтожена на 80%, а в самом месте происходит масштабная гуманитарная катастрофа.

Изюм, Волноваха, Ирпень, Иванков, Буча, Гостомель, Чернигов и другие украинские города оказались под прицельным огнем российской армии, которая уже несколько недель срывает попытки украинской стороны ввезти гуманитарные грузы и эвакуировать гражданское население.

Зато Российская Федерация прибегает к военным преступлениям в виде незаконного перемещения гражданского населения из Мариуполя, Волновахи, Гостомеля и т.д. на территорию Российской Федерации.

По официальным сообщениям такая практика уже охватила несколько тысяч мариупольцев, среди которых примерно половина жителей Левобережного района Мариуполя. Родные люди утверждают, что у части из них отсутствуют или изъяты документы, удостоверяющие личность. Этих людей вывозят на территорию РФ напрямую или через временно оккупированные территории и востока Украины. Эти действия сопровождаются дезинформационной кампанией: российские военные сообщают о якобы установлении контроля над рядом украинских городов и о неспособности других принять эвакуированное население.

Родные люди сообщают о практике так называемых фильтрационных пунктов для дальнейшего перераспределения по разным городам России . Подобный лагерь уже функционирует во временно оккупированном Донецкой области. Людей допрашивают сотрудники ФСБ по поводу наличия родных в Вооруженных Силах Украины и правоохранительных органах.

Описанные выше действия являются грубым нарушением международного гуманитарного права, в частности, статьи 49 Женевской Конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, статьи 85(4)(a) Дополнительный протокол (I) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, от 8 июня 1977 г., обычного МГП и других положений.

Ко всему такое перемещение населения нельзя считать эвакуацией, поскольку Российская Федерация на момент этих событий не являлась государством-оккупантом Мариуполя. Даже если речь идет о принудительном перемещении населения из районов, находящихся под контролем российских оккупационных сил, оно также противоправно, ведь: (1) перемещение осуществляется за пределы оккупированной территории без военной необходимости, людей отправляют в самые отдаленные уголки Российской Федерации с целью «поднятия экономики »; (2) изъятие паспортов и других украинских документов, удостоверяющих личность, свидетельствуют о том, что эта мера не временная, поскольку граждане Украины не имеют возможности вернуться; (3) кафиры разводят семьи, отбирают средства связи и вынуждают к труду; (4) Россия неоднократно отказывалась открывать гуманитарные коридоры для эвакуации жителей охваченных боевыми действиями населенных пунктов в более безопасные регионы на подконтрольной правительству территории Украины; (5) зафиксированы многочисленные случаи, когда российские войска обстреливали жителей, пытавшихся уехать в более безопасные регионы на подконтрольной правительству территории Украины. Все эти обстоятельства дают основания утверждать, что российские кафиры совершили военное преступление, предусмотренное статьей 8(2)(b)(viii) Римского устава Международного уголовного суда.

24 марта этого года Международный комитет Красного Креста обратился в Министерство иностранных дел РФ об открытии офиса в Ростове-на-Дону на территории Российской Федерации.

Мы считаем, что в случае открытия офиса Международного комитета Красного Креста на территории государства-агрессора и его основной задачей должна стать защита прав граждан Украины, незаконно перемещенных на территорию Российской Федерации, прекращение их дальнейшей транспортировки в отдаленные районы Российской Федерации, помощь с восстановлением документов, налаживание связей с их родными и скорейшее возвращение на территорию Украины.

Отдельно обращаем внимание на необходимость БДИПЧ ОБСЕ, Постоянного совета ОБСЕ в Вене, Комиссара Совета Европы по правам человека, мониторинговых и конвенционных механизмов Совета Европы, географических и тематических. мандатов ООН, Совета ООН по правам человека, Верховного комиссара ООН по правам человека, Офиса ООН по координации

по координации гуманитарных дел (UN OCHA), Международного комитета Красного Креста и т.д. совершать активные действия для защиты граждан Украины, которые были незаконно перемещены на территорию Российской Федерации, и соблюдение международного гуманитарного права российской стороной.

Обращение открыто для подписания общественными организациями. В случае поддержки обращения просьба заполнить эту форму.

Обращение поддержали:
Центр Гражданских Свобод
Адвокатская совещательная группа
Ассоциация еврейских организаций и общин (Ваад) Украины
Сеть АНТС
БУ «БФ»Граждане
БУ БФ им Федора Шпига
Вокс Украина
ОО «Люди — импульс перемен»
ОО «Ла Страда-Украина»
ОО Инсайт
ОО Платформа прав человека
ОО Народная Защита
ОО Центр правовых и политических исследований «СИМ»
ОО Патронус
Общественная организация «Крымский центр делового и культурного сотрудничества «Украинский дом»
Международный центр «Прямая инициатива» в Украине
коалиция Евромайдан SOS
Институт Гендерных программ
Институт Инновационного Управления
ИСАР Единение
Конгресс национальных общин Украины
КрымSOS
Образовательный дом прав человека — Чернигов
Фонд Евромайдан-Варшава
Ячейка Всемирного Движения Патриотов Украины в Германии
Правозащитный центр «действие»
Региональный центр прав человека
Украинский институт по правам человека
ЦГП Альменда
инициатива One Philos ophy / WeAreUkraine

Подписанты в индивидуальном качестве:

О. Грубый журналист

Назад
Попередня Наступна
buttons