02.11.2021

Репресії у сфері культури Білорусі

По прошествии трех месяцев после немотивированного задержания фолк-группы Irdorath мы публикуем информацию о репрессиях в сфере культуры Республики Беларусь.

Статистику по нарушениям культурных прав и прав человека собирает белорусский ПЕН-центр, который продолжает свою деятельность неофициально после ликвидации властями 9 августа 2021 года. По собранной статистике за первые 9 месяцев 2021 года в Беларуси было зафиксировано 1032 случая нарушения культурных прав и прав человека в отношении деятелей культуры.

На данный момент в Беларуси более семисот официально признанных политзаключенных. 56 из них являются деятелями культуры, еще 4 пока не получили статус политзаключенного. По существующей информации в тюрьмах продолжают создавать жесткие условия – камеры переполнены, матрасы отсутствуют, передачи запрещены, запрещено встречаться с родственниками, отказывают в медицинском обслуживании и госпитализации. Фиксируется около 80-и сообщений о жестких условиях содержания, направленных на деятелей культуры. Отдельную категорию жалоб составляют заявления политзаключенных о том, что им не дают читать книги.

Огромной проблемой для Беларуси стало закрытие некоммерческих организаций, которые работали в сфере культуры, экологии или журналистики. Решение о проведении политики ликвидации НКО было озвучено в апреле 2021 года министром иностранных дел Владимиром Макеем. После Лукашенко неоднократно обращался к этой теме, называя НКО «деструктивными организациями» которые угрожают национальной безопасности.

По последним данным к началу октября ликвидировано почти 250 организаций, среди них 78 из сферы культуры. Отдельно стоит отметить ликвидацию ассоциации белорусов мира «Бацькаўшчына», а также старейшей культурной организации «Союз Белорусских писателей», которая работала с 1934 года.

Огромное количество белорусских деятелей культуры переезжает за границу или прекращает свою деятельность. Этому способствует запрет на профессию внутри страны. В августе были опубликованы списки, включающие в себя более 300 человек, которых запрещено принимать на работу. Большинство людей из этих списков – представители сферы культуры. Эта информация была передана в кадровые агентства как «рекомендация».

Усилилась кампания по искажению истории: из университетов увольняют неугодных преподавателей, учитель, который рассказывал об истории красно-белого флага, был отправлен в колонию, были закрыты этнографические организации, кафедра этнографии в минском институте культуры была расформирована. Под запрет попал ряд книг по военной истории Беларуси, очередной раз переписан учебник для старших классов. Произведения нобелевский лауреатов — Солженицына и Алесеевич, также исключены из школьной программы.

Мы попросили прокомментировать происходящее в сфере культуры человека, выступавшего в минских протестных дворах осенью 2020-о года, который в последующем активно участвовал и следил за белорусскими событиями в сфере культуры:

«Права в сфере культуры у нас нарушались всегда. Черные списки музыкантов все помнят. В каком году их вводили? После «Плошчы», получается, с 2006 года действовали. Но к нарушению прав не только прямые запреты относятся. У государства есть свои проекты и только им оказывается поддержка, было еще значительное разделение по языковому признаку, когда белорусскоязычные произведения задвигались на второй план. Это тоже нарушение прав». Наш собеседник подтверждает, что мониторинг и фиксация нарушений прав граждан в сфере культуры фактически начался с зимы 2020-о года.

После того, как начались массовые митинги, изначально задерживали всех, кого смогут. Позже, с октября 2020-о года начались точечные задержания в сфере культуры: «Наверное, один из первых литераторов, задержанный за свою культурную деятельность, был Дмитрий Строцев, поэт, издатель. Он писал стихи о происходящем, которые активно расходились в соцсетях. Тогда, осенью, начинались концерты во дворах, в каждом районе. Думаю, власти не сразу осознали их реальную опасность – люди знакомились там друг с другом, обменивались идеями. Когда до режима это дошло, начали музыкантов задерживать. Вначале Лэсли Найфа (Gods Tower) и Помидорова, потом группу «Рэха» и других… Поэтов тоже после выступлений задерживали».

К зиме уличная активность пошла на спад. И культурная жизнь в Беларуси стала исчезать:

«Помню, что в ноябре прошло последнее официальное литературное мероприятие — фестиваль интеллектуальной книги «Прадмова». Как его тогда не отменили — не представляю. После этого уже не было ни крупных мероприятий, ни фестивалей, ни офлайновых вручения премий. Многие уехали, заведения, где все это происходило, позакрывали. В барах действовал негласный запрет, договориться с частными владельцами не удавалось. А самим что-то делать страшно — проводили какие-то закрытые мероприятия для своих — там максимум человек 15 в помещении, в котором все полностью уверены».

Мероприятия, которые проводились ранее, намного сложнее организовать, так как закрылись площадки и организации, которые раньше это делали:

«Закрытие НКО – это месть за санкции. Об этом много говорилось. Я не могу вспомнить крупные некоммерческие организации которые сейчас продолжают работать. Остались только маленькие или малозаметные, им еще что-то удается делать. Зачем закрывают этнографические организации, я понять могу – власти хотят всю нашу историю уничтожить, а там ведь люди еще и на белорусском говорят и в костюмах красно-белых ходят, это же кошмар. Но чем помешали экологи, та же «Багна» например, не представляю. Может на премию судьи себе нарабатывают».

Фактически на культурную жизнь в Беларуси наложен запрет. Проводятся исключительно государственные мероприятия или концерты, организованные людьми, приближенными к Лукашенко. Например сейчас, не смотря на резкий рост заболевших COVID-19, в ледовом дворце прошел концерт Полины Гагариной:

«Альтернативной, не государственной культуре не привыкать. Мы долгое время жили в похожей среде, без всякой финансовой поддержки. Но без площадок конечно очень тяжело. В онлайне что-то делается, но это не то, не хватает энергетики, многие люди отваливаются. Но уличные музыканты еще играют протестные песни, кому-то удается если не презентовать книгу, то хотя бы устроить автограф-сессию в государственном магазине».

Деятели белорусской культуры сейчас находятся под жестким давлением. Дома им запрещено проводить какие-то мероприятия, даже онлайн-концерты отменяются (как произошло с концертом группы «Дай Дарогу»). По итогу многие стремятся выехать за рубеж или учатся выживать с учетом новых реалий с их запретом на профессию.

Подробнее о происходящем в белорусской культуре – на сайте Беларуского ПЕН-Центра.

С. Туболец, Центр гражданских свобод

Назад
Попередня Наступна
buttons