За что украинцы чаще всего судятся с Украиной в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека опубликовал отчет о своей деятельности в прошлом году. Украина остается одним из лидеров по количеству дел, которые рассматривает ЕСПЧ — из почти 65 тысяч дел 21,4% поданы против Украины. О том, почему украинцы так часто обращаются в ЕСПЧ и почему Украина не выполняет 90% его решений, рассказал исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека, адвокат Аркадий Бущенко.
Аркадий, с чем связано такое количество жалоб украинцев в ЕСПЧ?
А. Б. Всего в прошлом году в Европейский суд по правам человека поступило 65 тысяч жалоб, которые подлежат рассмотрению. Больше всего жалуются в ЕСПЧ украинцы — 13,85 тыс. жалоб, на втором месте Россия — 9,2 тыс., на третьем Турция — 8,45 тыс. Далее следуют Италия (7,55 тыс.) и Венгрия (4,6 тыс.). Кстати, если брать соотношение количества населения и жалоб в ЕСПЧ, то по этому показателю Украина находится лишь на тринадцатом месте, а лидируют Венгрия, Лихтенштейн и Молдова.
Большое количество жалоб, поданных украинцами в ЕСПЧ, можно объяснить несколькими факторами. Среди объективных можно выделить крайнее несовершенство средств правовой защиты внутри страны. К субъективным причинам относятся недоверие украинцев к национальным судам, а также надежда на получение более справедливого решения в Европейском суде. Играет свою роль и активность наших граждан, которые часто судятся с государством, и не считая его «священной коровой».
Какая основная причина обращения украинцев в Европейский суд?
А. Б. Более 90% заявлений в ЕСПЧ касается неисполнения судебных решений, связанных с социальными выплатами. Здесь проблема даже не в судебной системе, а в том, что в привычках наших властей принимать популистские решения, устанавливая социальные выплаты, на которые в госбюджете нет средств. Это пустые обещания, необеспеченные экономическим развитием страны. И тут никакой суд ничего не может сделать, поскольку если в бюджете денег нет, то их неоткуда взять. В результате мы получаем огромную массу заявлений в Европейский суд по этому поводу. Остальные жалобы касаются самых разнообразных проблем. Это нарушение права на справедливый суд, на свободу и личную неприкосновенность, жалобы на пытки, бесчеловечные условия содержания в местах лишения свободы и т.д. Единичные иски связаны с нарушением права на свободное выражение мнений, права на свободу ассоциаций.
По количеству решений о нарушении прав человека, вынесенных ЕСПЧ в 2015 году, Украина на четвертом месте (50 решений за год). Первую строчку занимает Россия (109 решений), за ней — Турция (72) и Румыния (72). Как Вы прокомментируете эти цифры?
А. Б. На самом деле более 95% жалоб, которые поступают в Европейский суд по правам человека из Украины, отсеиваются на стадии рассмотрения вопроса об их приемлемости и не рассматриваются судом. Потому что люди жалуются на все, а Европейский суд имеет довольно строгие правила и ограниченную компетенцию.
Что касается решений, то у Европейского суда сильно «отложенное» правосудие. Известный мне рекордно короткий срок рассмотрения жалобы — 9 месяцев, самый большой — 10 лет. А средний срок рассмотрения — 3-5 лет, в зависимости от важности и срочности дела. То есть сейчас ЕСПЧ рассматривает жалобы, которые поступили уже давно. Поэтому первое место России по числу вынесенных решений можно объяснить большим количеством «чеченских» дел, многие решения по Турции касаются «курдской» проблемы.
Украинский Хельсинкский союз по правам человека в прошлом году провел исследование по применению украинскими судами решений ЕСПЧ. И какие выводы?
А. Б. Мы очень давно уже занимаемся этим вопросом и пытаемся продвигать практику европейских судов в национальное правосудие. Можно сказать, что ситуация хотя и медленно, но все-таки улучшается — украинские судьи знают практику ЕСПЧ и применяют ее. Может быть, не так часто, как хотелось бы, но прогресс все-таки есть.
Мы изучили более 850 тыс. судебных решений и выбрали 593 таких, где решение Европейского суда было применено в соответствии с сутью дела, которое рассматривалось национальным судом, и содержание этого решения не было искажено. Хотя, на первый взгляд, это не очень большая цифра, но это все-таки серьезный прогресс. Мы не ожидаем, что в каждом решении украинских судов будет упоминаться Конвенция по правам человека или решение ЕСПЧ, но мы рассчитываем, что эта тенденция продолжится.
Лидером рейтинга стал Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Далее в списке — Шаргородский районный суд Винницкой области, Апелляционный суд Киева, Каменец-Подольский горрайонный суд Хмельницкой области.
Но ведь Украина не является страной прецедентного права…
А. Б. Верно. Но есть у нас Закон «Об исполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека». И там сказано, что судьи обязаны использовать практику европейского суда в качестве источника права. Можно сказать, что у нас действует прецедентное право в отношении решений ЕСПЧ.
Какая часть решений ЕСПЧ против Украины не выполняется?
А. Б. В выполнении решений ЕСПЧ существует три аспекта. Первый — это выплата сумм, определенных Европейским судом как справедливое возмещение заявителю. Как правило, такие компенсации выплачиваются в срок, за исключением редких случаев, когда сумма очень велика.
Второй момент — это так называемые меры индивидуального характера в пользу заявителя, призванные прекратить незаконную ситуацию и возместить ее последствия. Например, если человек был несправедливо осужден, государство должно отменить это решение и предоставить ему возможность справедливой судебной процедуры. Или, скажем, если вопрос касается изъятия собственности, то она должна быть возвращена владельцу. Но есть решения, выполнение которых требуют финансовых затрат, например, переселение на безопасную территорию. Выполнение таких решений, как правило, затягивается из-за проблем с финансированием и сопровождается дополнительными сложностями.
И третий аспект — это меры общего характера, которые должны предотвратить дальнейшие нарушения подобного типа. В таких случаях, конечно, государство для исполнения решения Европейского суда должно внести изменения в существующие нормативно-правовые акты или принять соответствующие законы. С этим у нас все очень плохо, потому что исполнение многих решений общего характера требует кардинальных реформ. Возьмем, к примеру, применение пыток в милиции — для решения этой проблемы требуется реформирование прокуратуры, милиции, суда.
В общем, в полной мере Украина не выполняет 90% решений ЕСПЧ.
Есть ли какие-то санкции на невыполнение решений ЕСПЧ? Чем это чревато для Украины?
А. Б. В самом худшем случае Украину могут лишить членства в Совете Европы, чего на практике, я думаю, никогда не произойдет. Более вероятным выглядит применение таких санкций как лишение права голоса или приостановление членства в Совете Европы. Существует и финансовая ответственность. За несвоевременную выплату компенсаций, например, предусмотрена пеня, размер которой зафиксирован в решении ЕСПЧ. Поэтому государство старается рассчитываться в срок.
С чего нужно начинать реформу судебной системы?
А. Б. Порой у меня создается впечатление, что судебная власть нуждается в каком-то периоде без реформ. На протяжении последних 25 лет ее постоянно перестраивают, реорганизовывают, реформируют, но в итоге она только разрушается. Это как посадить дерево, а потом каждый день его пересаживать на другое место, думая, что так оно быстрее вырастет. Каждая новая политическая верхушка пытается приспособить судебную власть под свои интересы. Должно пройти некоторое время, чтобы судьи привыкли быть независимыми. Но такого времени фактически никогда у них не было. Судебная власть постоянно живет с оглядкой на мнение президента, парламента и т. д.
Продолжается перманентное реформирование судебной системы, которое сегодня доходит до радикализма: уволить всех судей, набрать каких-то новых людей, три месяца жить без судов. Якобы это решит все проблемы. Если реформирование судебной системы будет и далее происходить так, как сейчас, количество жалоб украинцев в ЕСПЧ серьезно увеличится. Существует большой риск коллапса судебной власти, а когда она вообще перестанет действовать, людям останется один путь — идти в Европейский суд по правам человека.
Беседовала Елена Доспехова
Источник: dsnews.ua, 2.02.2016