Победа Надежды Савченко
Я всегда знала, что Надежду поменяют вот так неожиданно, как говорится, «без объявления».
И всегда знала, что она вернется в Украину через «помилование». Кремлевская власть, которая постоянно нарушает закон, в публичных историях любит, чтобы все было как бы по закону. Последние месяца два мы постоянно слышали совершенно противоречивую информацию: «Надежда Савченко заполнила документы на экстрадицию», «передала их в российский Минюст», «Надежду Савченко поменяют на Александрова и Ерофеева», «Надежду Савченко не поменяют на Александрова и Ерофеева», «Надежда не будет подавать прошение о помиловании», «Савченко вернется в Украину в конце мая», «Савченко вернется через несколько месяцев», и т.д., и т.п.
А в реальности все вышло так, как и говорили в самом начале: Савченко таки поменяли на российских гэрэушников.
Те, кто видел трансляцию ее встречи в аэропорту Борисполя, ее выступление вместе с Петром Порошенко в администрации президента Украины, те, кто видел возвращение Александрова и Ерофеева, которых в аэропорту Внуково встречали только их жены, знают, как триумфально встречали Савченко и как позорно скромно комментировали российские телеканалы встречу наших военнослужащих, избегая упоминания о том, что они служили в ГРУ, и стыдливо забыв, с какой целью они оказались на востоке Украины.
Понятно, что для президента Порошенко это большая пиар-победа, ведь после приговора Донецкого суда он пообещал матери Савченко, что пришлет за ее дочкой свой самолет, — так и получилось.
История борьбы за освобождение Надежды Савченко, публичные письма и петиции в ее защиту, когда она объявляла смертельные голодовки, научили нас, что президент Путин не поддается давлению, он всегда делает только то, что ему выгодно. Самый главный вопрос, на который пока нет ответа: почему он все-таки отпустил Савченко в Украину? Говорят, что ему нужно было вытащить своих ребят — гэрэушников. Если бы это действительно было так, то мы бы услышали разные велеречивые мантры о том, что «Россия своих никогда не бросает и всегда вытащит их». Ничего такого нам не рассказывают.
Значит, дело не в том, что благодаря этому обмену российские военнослужащие вернулись на Родину. Тогда в чем? Известно, что накануне обмена президент Путин говорил по телефону с Петром Порошенко, Ангелой Меркель и Франсуа Олландом. Подробностей разговора мы не знаем. Известно, что Савченко категорически отказалась писать ходатайство о помиловании и Кремлю срочно пришлось оформлять помилование через прошение родственников погибших журналистов, в чьей гибели она якобы была виновна. Вывод: Кремлю освобождение украинской летчицы было нужно позарез.
И ради какой-то своей тайной цели, о которой мы можем только догадываться, Путин готов был терпеть и триумфальную встречу в Киеве, и заявления Порошенко о том, что «он вернет Крым и Донбасс».
Есть версия, что Путин вернул Савченко, чтобы осложнить жизнь Петру Порошенко. Доверие к Савченко и ее авторитет в Украине очень велики, чего не скажешь об отношении к украинскому президенту. Но это только версия, которая имеет право на существование, как и другая: освобождая украинских политических заключенных, осужденных в России, Путин надеется на смягчение европейских санкций. Есть и третья: в обмен на Савченко президент Порошенко пообещал Путину, что согласится на выборы в ДНР и ЛНР. Какая из этих версий правильная и что на самом деле подвигло Путина проявить «гуманизм», мне пока непонятно.
Второй вопрос, на который также пока нет ответа: как быстро будут освобождать других украинцев и на кого их будут менять.
Со 2 мая в Лефортовской тюрьме ждут освобождения бывший директор завода «Знамя» в Полтаве 74-летний Юрий Солошенко, осужденный за шпионаж в пользу Украины, и фигурант дела Олега Сенцова Геннадий Афанасьев. Оба они написали прошения о помиловании российскому президенту.
Олег Сенцов и Александр Кольченко ждут экстрадиции в Украину, просить о помиловании они не хотят, и пока их об этом никто не просил. В Кировской области отбывает срок Валентин Выговский, осужденный за шпионаж; ждет апелляции Сергей Литвинов, осужденный на 8 лет за разбой в рамках «большого украинского дела», по которому проходила и Надежда Савченко.
В Магаданской области сидит четвертый фигурант дела Сенцова — Алексей Чирний.
Завтра судья вынесет приговор Николаю Карпюку и Станиславу Клыху. Все эти украинцы — фигуранты сфальсифицированных и искусственно созданных уголовных дел. Они такие же преступники в глазах российского правосудия и Кремля, как и Надежда Савченко.
И сейчас, после ее освобождения, есть опасность, что о них забудут и их возвращение домой не будет ни для Украины, ни для Запада столь приоритетным, каким было освобождение Савченко.
А вообще, во всей этой длинной двухлетней истории Савченко, безусловно, выглядит победителем. Этот бой она выиграла.
Но, чтобы победа была окончательной, она должна вытащить из России и вернуть на родину всех осужденных украинцев.
У нее просто нет другого выхода.
Автор: Зоя Светова, журналист, член ОНК Москвы, лауреат премии Московской Хельсинкской Группы в области защиты прав человека
Источник: Открытая Россия, 25.05.2016