Кто стрелял?
Правозащитники «Мемориала» и Хьюман Райтс Вотч побывали в конце ноября в восточных областях Украины. Олег Орлов, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», рассказывает об увиденном.
9 декабря — день тишины на Восточной Украине. Кажется, он уже превращается в два дня тишины. Дай Бог, чтобы они продолжились как можно дольше.
Я только что вернулся из поездки по восточным областям Украины. Пока мы с коллегами там были, стрельба, к сожалению, не стихала.
Мы побывали и в городах и селах, находящихся под контролем украинского правительства, и в контролируемых силами самопровозглашенных ДНР и ЛНР. По обеим сторонам фронта мы были свидетелями случаев нанесения ударов по жилым массивам, по гражданским объектам, по больницам и школам.
Удары эти наносятся не только артиллерией, минометами, но и реактивными системами залпового огня. Применение таких систем при обстреле городов и сел неизбежно ведет к жертвам среди мирных жителей. В документах международного гуманитарного права нет прямо прописанного запрета на использование установок, подобных «Град» или «Смерч» при обстреле населенных пунктов. Но, поскольку эти системы технически не способны вести избирательную стрельбу по военным объектам, а «накрывают» значительную площадь, их применение в городах неприемлемо, нарушает законы и обычаи войны, и может рассматриваться, как военное преступление.
Неизбежно возникают вопросы: «Кто стреляет? Кто виноват в гибели мирных жителей?» И тут мы сталкивались с нежеланием смотреть правде в глаза. Многие мои собеседники с украинской стороны (также как и многие либерально настроенные россияне) в разговорах, в письмах, в статьях, в блогах возмущаются самой постановкой вопроса: «А не украинская ли армия «лупит» по жилым кварталам Донецка?» В ответ слышишь: «Разве может армия, защищающая свою страну от вторжения орд с востока, освобождающая население от ига террористов, стрелять «Градом» по мирным жителям?! Это невозможно в принципе! Наверняка это сами сепаратисты бьют по своему же городу!» Зачем? «А для того, чтобы компрометировать Украину».
Попытки указать на то, что и характер разрушений, и направление торчащих из земли неразорвавшихся мин и остатков от снарядов системы «Град» явно указывают на то, что прилетели они со стороны поселка Пески или Авдеевки, где расположены огневые позиции украинских сил, оппонентов не убеждают. Наши аргументы, что в Донецке обстрелам подвергаются, в основном, районы города, прилегающие к аэропорту, удерживаемому украинскими силами, что именно из этих районов города сепаратисты стреляют по украинским позициям, что сепаратисты не стали бы стрелять по этим районам, подвергая опасности своих же бойцов, тоже не убеждают. Нас начинают убеждать: «Сепаратисты как пауки в банке — воюют друг с другом».
Последнее имеет под собой основание. Действительно, они, подчас, выясняют друг с другом отношения, но при помощи стрелкового оружия, а не «Градов» и артиллерии.
С не менее абсурдным отношением к фактам мы столкнулись и при оценке случаев обстрелов сепаратистами, в городах Попасное или Дебальцево. Города эти заняла в ходе июльского наступления и до сих пор удерживает украинская армия. Периодически на них падают разнообразные «подарки». 29 декабря в Попасном мины упали около зданий школы и детского садика, попали в несколько пятиэтажных домов. Результат – гибель одного человека, разрушения.
И вот я на улице города становлюсь свидетелем горячего спора, едва не переходящего в драку. Местный житель доказывает бойцу батальона «Айдар», тоже местному жителю, приехавшему на побывку, что стреляли украинцы: мол, ему очевидцы рассказали, что украинский танк выехал к окраине города и начал бить по жилым кварталам.
Исходя из характера разрушений, из расположения воронок от взрывов и т.п., очевидно, что танк не мог этого сделать. Очевидно, что метили по расположенному примерно в полукилометре от школы украинскому блок-посту (иных объектов, кроме блок-постов в городе мы не увидели), но промазали. Однако те, для кого украинская власть – чужая, с этими очевидными фактами мириться не хотят.
Похожую картину мы видели и в Дебальцево, куда в ночь перед нашим приездом прилетела серия снарядов установки «Град». Опять попадания в пятиэтажные многоквартирные и одноэтажные частные дома, ранение и гибель их мирных обитателей. Пробитые снарядами отверстия в земле, торчат остатки этих снарядов. Их наклон однозначно указывает, что прилетели они со стороны Горловки, удерживаемой сепаратистами. Одна или несколько «Градин» взорвались в расположении штаба украинской бригады, на самой окраине города. Кажется, там тоже есть пострадавшие. Очевидно, целились по штабу, а попали по жилым массивам: перелёт.
Как жители пострадавших домов оценивают произошедшее? Значительная часть из них (впрочем, не все) заявляет – «Украинские силы нас уничтожают». На мой недоуменный вопрос – «Зачем им стрелять по городу, находящимся под их же контролем?», следует ответ – «Чтобы убить нас». «Как же так? Ведь ясно же видно, что стреляли со стороны Горловки». Мне отвечают – «Между Горловкой и Дебальцево стоит нацгвардия, обороняет занятый ими город. Они развернули установки «Град» в обратную сторону, и по городу … А если попали по своему штабу, так ведь они и между собой не ладят, могут и между собой счеты сводить».
Зеркала, отражающие друг друга… В них не только результат информационной войны, которую ведут обе стороны. Тут – исходно присущее многим людям желание видеть мир черно-белым. Одни – «рыцари в сияющих доспехах», другие – «черные-черные исчадия ада».
Для многих в России будет новостью то, что я видел в ходе поездки: силы ДНР и ЛНР свои огнём разрушали и продолжают разрушать города на территории Донецкой и Луганской областей Украины. Скорее же всего это просто будут отрицать, как заведомую неправду. Точно так же как многие в Украине не хотят верить, что огонь украинской артиллерии убивает тех, кого украинские силы, казалось бы, защищают от террористов. Нежелание видеть эту правду способствует продолжению убийств.
Остаётся надеяться, что тишина на востоке Украины продлится.
Источник, 10/12/2014