Когда россияне и украинцы снова смогут назвать себя если не братьями, то хотя бы друзьями
В неофициальный День друзей украинский «Обозреватель» пообщался с российским правозащитником, членом Московской Хельсинкской Группы Валерием Борщевым – о том, как в России относятся к намерению Украины ввести визовый режим с РФ, о целесообразности такого шага. О том, как сегодня, в условиях продолжающейся войны, рядовые россияне относятся к Украине и к украинцам. А также о том, при каких условиях и в какой перспективе россияне и украинцы снова смогут назвать себя если не братьями, то хотя бы друзьями.
– Вы наверняка слышали о предложениях, которые звучат в Украине, о введении визового режима с Россией. Вчера глава украинского МИДа Павел Климкин сказал следующее: «Я считаю, что даже введение визового режима в контексте контроля того, кто прибывает из РФ, нам мало. Мы должны ввести для этого биометрические паспорта, но потом еще и контроль тех, кто приезжает». Насколько, по вашему мнению, целесообразны меры, о которых сказал министр? Какая сторона пострадает от них в большей мере?
– Я думаю, пострадает народ, пострадает общество. Потому что существует конфликт, который организовали власти. Что касается общества, то очень многие в России хотят быть в постоянном контакте, в постоянном общении с украинским народом. Я знаю, что у многих в Украине родственники, которых они навещают.
Такой визовый режим, да еще и с ужесточением паспортного контроля, будет направлен против интересов граждан. Мне кажется, эта мера не на пользу отношениям между народами.
– Тем не менее, имеются объективные причины для такого решения. В частности, таким образом в Украине намерены существенно пресечь действия российских спецслужб на территории страны.
– Я так не считаю. Я не думаю, что это эффективная мера. Прежде всего, это ударит по интересам общества.
Та часть общества в России, которая с большой любовью и с симпатией относится к украинскому народу, которая выступает против войны, которая считает, что ее необходимо как можно скорее прекратить – эта часть пострадает от таких мер.
– Вы сказали о россиянах, которые по-прежнему хорошо относятся к украинцам, которые хотят поддерживать с ними отношения. Насколько много таких россиян сегодня в РФ?
– Я думаю, подавляющее большинство. Они действительно считают, что то, что происходит, это большая трагедия, большая драма, и очень переживают за происходящее.
– Кого они считают виновным в том, что происходит?
– Они считают, что виноваты власти, которые ведут эту войну.
– Власти с обеих сторон?
– Нет, осуждают участие российских властей. То, что они поддерживают этот конфликт, то, что они не принимают мер, чтобы как-то его прекратить. В России проходят митинги с такими требованиями. Эта часть общества достаточно значительна.
– Сегодня отмечается неофициальный День друзей. Мы знаем, что в силу объективных обстоятельств украинцев и россиян нельзя назвать братьями. В какой перспективе, при каких условиях наши народы снова смогут назвать себя если не братьями, то хотя бы друзьями?
– Это кто как считает. Я считаю украинцев братьями – как и считал раньше. Мои предки пришли на Дон из Запорожской Сечи, они были донскими казаками. Как я могу не считать украинцев братьями? И так считают многие.
Война организована властями, и она ими и ведется. Подавляющее большинство людей в России считает украинский народ своими братьями, а то, что происходит – действительно трагичными событиями.
Но если говорить об отношениях между государствами, то действительно они, мягко говоря, не дружественные, если не сказать — враждебные. Между государствами еще долго-долго будет сохраняться такое напряжение. Многое зависит от того, какие власти придут на смену существующим.
– Вы считаете, при новой власти в России могут кардинально измениться отношения между нашими государствами?
– Конечно. Потому что потенциал в обществе очень большой, общество желает, чтобы отношения были восстановлены. Конечно, сегодняшние события будут омрачать отношения, еще долго они будут напоминать о себе, но отношения будут восстановлены.
Источник, 09/06/2017