Правозащитники: СБУ похищает людей с целью обмена
Служба безопасности Украины (СБУ) совершает международные преступления, похищая людей для последующего обмена с самопровозглашенными республиками Донбасса: никто не знает, где и в каких условиях содержат похищенных. Об этом сказал «РИА Новости Украина» директор Харьковской правозащитной группы (ХПГ), член правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Евгений Захаров. Сотрудники спецслужбы похищают людей, конечно, не из «любви к искусству», а для того, чтобы в будущем совершить обмен, вернуть «своих». «СБУ похищает людей с целью обмена», — сказал Захаров. Правозащитник рассказал, что его очень беспокоят методы, которыми Украина формирует так называемый «обменный фонд» — то есть, группу людей, которых можно обменять на военнослужащих и других лиц, находящихся в плену в самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
«Вы знаете, что чаще обменивают так: трое наших пленных в обмен на шесть так называемых «сепаратистов», «террористов», или тех, кого назначили такими быть. И этих людей ищут. Ищут тех, кого можно обвинить в преступлениях, в той или иной причастности к сепаратистским действиям. Заводят против них дело. После этого или еще на стадии расследования, или на стадии суда предлагают подписать соглашение об обмене, закрывают дело… Или судья, если это стадия суда, дает приговор… три года с отсрочкой исполнения. Человек идет из зала суда или из зала органа расследования, его встречают на лестнице представители СБУ, сажают в машину и вывозят в неизвестном направлении», – обрисовал ситуацию Захаров. Он добавил, что «эти люди содержатся без какой-либо коммуникации с внешним миром до самого выкупа, где — неизвестно».
По словам правозащитника, именно по этой причине случился тот скандал, когда миссию ООН по противодействию пыткам «не впустили в места лишения свободы, которые находятся под контролем СБУ», вследствие чего ООНовцы прервали свой визит.
Напомним, миссия подкомитета ООН по предупреждению пыток прекратила визит в Украину в связи с тем, что ее членам было отказано в доступе в некоторые места, где, по их подозрению, работники СБУ незаконно удерживают и пытают людей. «Именно вследствие того их не пустили, что нельзя пустить туда, чего нет. Потому что по закону о деятельности СБУ, Служба безопасности Украины не имеет в своем подчинении никаких мест лишения свободы. Но то, что происходит, иначе как насильственным исчезновением назвать нельзя. Насильственные исчезновения осуществляет государственный орган, Служба безопасности Украины… Это же международное преступление! И все это происходит так, словно так и должно быть. Все это абсолютно засекречено, непрозрачно, нет никакого законодательства, на основании которого это происходит, и так далее», – заявил Захаров.
По словам Евгения Захарова, «процесс обмена происходит в обстановке полной секретности, полной закрытости, в отсутствии какого-либо правового регулирования, поэтому об этом мало что известно». «Та информация, которой располагаем мы… Мы ее берем из обращений родственников тех, кого задержали и потом предложили согласиться на обмен, и о дальнейшей судьбе этих людей. Они были вынуждены согласиться, поскольку, по словам их близких, им говорили, что если они не согласятся, то их принудят согласиться… При этом не особенно, как они поняли, не особенно церемонились — говорили, как принудят. И люди согласятся, или они получат большие сроки, независимо от того, что они совершили», — рассказал Захаров.
Он добавил, что при таких условиях люди, конечно, соглашались, «после чего они были неизвестно где до обмена, после чего их обменяли».
Захаров отметил, что сейчас на территории ДНР и ЛНР есть места временного содержания лиц, которым негде жить — их дома полностью разрушены.
«И среди них есть люди, которых обменяли, которым тоже негде жить, поскольку они-то сами с территории, которая контролируется Украиной. Они фактически на попечении этого квазигосударства, в котором они находятся, им трудно найти работу и так далее», – сказал правозащитник, подчеркнув, что это тоже большая проблема: Киев, по сути, выдает своих граждан тем, кого власть (и правозащитники из ХПГ) считает «террористами», не интересуясь дальнейшей судьбой тех, кого отдали на обмен.
Захаров отметил, что «все эти сведения — скудны и обрывочны». «Общей картины мы составить, к сожалению, пока что не можем… Но то, что представляется несомненным — это то, что Служба безопасности Украины похищает людей с целью обмена. Насильственное исчезновение классическое, которое делается государственным органом, это является международным преступлением в соответствии с Конвенцией ООН о насильственных исчезновениях, членом которой является Украина с июня 2015 года. Год назад Украина стала ее (Конвенции) участником. И вот как это все совместить? Это, конечно, выглядит как какой-то оксюморон, но тем не менее, это правда», — резюмировал Захаров.
Он также сообщил, что к СБУ у правозащитников очень много претензий именно с точки зрения нарушения прав человека. Так, если раньше в Украине считалось, что «в СБУ не пытают», что «это не милиция», то теперь очень много жалоб именно на пытки в СБУ…
Отметим, что Служба безопасности Украины отрицает наличие пыток, жестокого обращения и задержаний со стороны СБУ в зоне конфликта в Донбассе. Боевые действия на востоке Украины начались в середине апреля 2014 года. По меньшей мере 9 371 человек погиб и 21 532 были ранены с начала конфликта в Донбассе, следует из доклада по Украине управления Верховного комиссара ООН по правам человека, обнародованного 3 июня.
В феврале исполнился год со дня проведения встречи «нормандской четверки» в Минске по урегулированию кризиса в Украине. По итогам длившихся 16 часов переговоров лидерами Украины, Германии, Франции и РФ был подписан документ о мерах, направленных на имплементацию минских договоренностей («Минск-2»). В частности, в пункте 6 говорится о необходимости «обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех».