25.05.2016

Первоочередные задачи для нового генпрокурора Луценко

Десять дней назад президент Украины Петр Порошенко представил Юрия Луценко коллективу Генеральной прокуратуры Украины. На протяжении первой недели на этой должности Луценко разбирался с делами, а потом провел для журналистов экскурсию по Лукьяновскому СИЗО, в котором при режиме Виктора Януковича сам отсидел 2 года. Потом пригласил в свой кабинет, где показал коробки с уголовными делами, отметив, что дал подчиненным сто дней на то, чтобы продемонстрировать результат. «Я получил бы кучу лайков, если бы сейчас уволил всех тех, к кому много замечаний. Однако это не будет профессиональным шагом. Поскольку замена руководителя следствия — это два-три месяца потерянного времени, пока человек, который придет на его место, войдет в курс дел. А общественность справедливо требует результата», — сказал Луценко. Эти слова вызвали шквал критики в адрес нового генпрокурора. В частности, народный депутат Сергей Лещенко написал в Facebook, что свой ключевой экзамен новый генеральный прокурор уже провалил.

Журналисты информагентства «Укринформ» решили собрать мнения экспертов по поводу того, какие, по их мнению, первоочередные задачи стоят перед новым главой украинской Генпрокуратуры уже с первых дней пребывания на этой должности, передает издание «Биржевой лидер».

Согласно мнению Татьяны Козаченко, директора Департамента по вопросам люстрации Минюстиции, в первую очередь должна пройти проверка по выполнению закона «Об очищении власти».

«Необходимо, чтобы в этой части прокуратура закрыла все вопросы.

Во-вторых, должна быть снята депутатская неприкосновенность с подозреваемых в уголовных делах. Я ожидаю, когда будет закончено расследование по «вышкам Бойко». Лично для меня это показатель. Также принципиальным является доведение до завершения уголовных дел, которыми занимается Управление спецрасследований Горбатюка. Мне известно, что он направлял служебные записки генеральному прокурору касательно получения материального обеспечения, которое нужно для расследования. Следствие располагает несколькими видео, и надо сопоставлять людей, сравнивать лица, чтобы закреплять в уголовных процессах доказательства. Для этого нужно специальное техобеспечение, которого они не имеют, а следовательно, не могут продвигаться в расследованиях.

Также мне известно, что судьи Конституционного суда дали ответы в рамках уголовного производства об узурпации власти Януковичем. Было установлено, что вынесено заведомо неправосудное решение в личных интересах бывшего президента, предоставление ему неограниченных полномочий. Это уголовное производство тоже должно быть доведено до логического завершения, поскольку эти судьи продолжают решать судьбу украинских нормативных актов»», — отметила Казаченко.

Вместе с тем она указала на «позитивный сигнал» после назначения нового генпрокурора. «Сразу после назначения к нам обратился генпрокурор с просьбой предоставить отчет, в котором мы можем указать все замечания по люстрации в прокуратуре. Мы подготовим эти документы и передадим Генпрокуратуре. И после того, как там отреагируют, я окончательно скажу, как проводится работа», — подчеркнула Козаченко.

В свою очередь, Виталий Шабунин, являющийся руководителем Центра противодействия коррупции, полагает, что новый генпрокурор «провалил главные задачи». «Новый генпрокурор не уволили своих заместителей. Если они на протяжении двух с половиной лет «убивали» дела против людей из окружения Януковича, то какой смысл давать им время? Что может измениться? К примеру, Столярчук был процессуальным руководителем в деле против Юрия Иванющенко. Из-за бездействия дело через суд закрыли, поскольку прокуроры даже не пришли на суд. Севрук – это человек, который убивал реформу прокуратуры… Это сигнал системе, что никто не понес наказание и все можно делать по-старому. Луценко пришел сохранить систему, а не менять ее. Лично для меня это очевидно», — отметил Шабунин.

«Не хочу говорить о каких-то серьезных изменениях, когда не делаются простые, элементарные вещи. К примеру, подписать представление в ВР о снятии депутатской неприкосновенности с депутата Юрия Бойко. Ведь все уже готово. Нужно просто поставить подпись под конкретным представлением. Однако, судя по всему, сделать реформы намного легче, нежели сделать представление в ВР о снятии неприкосновенности», — добавил эксперт.

Иосиф Зисельс, член наблюдательного совета Украинского Хельсинкского союза по правам человека, рассказал информагентству, как участвовал в выборе руководителя Антикоррупционного бюро. «Это было просто ужасно. Уровень людей, приходивших на собеседования, был крайне низким. И это является проблемой всей прокуратуры. На протяжении десятилетий наши органы собирали таких людей, которые приспосабливались к пожеланиям и потребностям властей. Поэтому, на мой взгляд, главная задача генпрокурора — очищение рядов прокуратуры. Там кастовая система, не допускающая к себе посторонних.

Нельзя вести борьбу с коррупцией, лишь ограничивая возможности коррупции. Нужно бороться, меняя людей, привлекая специалистов с хорошими человеческими качествами.

По моему мнению, надо находить специалистов в иных областях права и назначать их прокурорами. Нужно менять кадры системно, постепенно, мудро, однако не откладывая это на годы», — подчеркнул эксперт.

Назад
Попередня Наступна
buttons