Омбудсмен: РФ отклонила все предложения по передаче крымских заключенных Украине
Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека Валерия Лутковская заявила, что офис ее коллеги в России отклонил все предложения о передаче граждан Украины из тюрем Крыма. Об этом 26 мая сообщает Newsru.ua со ссылкой на пресс-службу парламентского омбудсмена Украины.
Накануне российский омбудсмен Татьяна Москалькова заявила, что украинская сторона отказывается принимать этих граждан. На что Валерия Лутковская предположила, что новоназначенный омбудсмен еще не успела разобраться в этом вопросе.
«Вероятно, госпожа Москалькова еще не ознакомилась со всеми деталями относительно наших инициатив, в том числе с привлечением международных организаций, которые мы уже два года предлагаем реализовать с целью передачи лиц, находящихся в местах несвободы на территории оккупированного Крыма (письма от 25.03.2015 1.-718/580-15-44 и от 08.07.2015 №1.-1621/15-82)», — говорится в заявлении Лутковской.
Она напомнила, что «предложения были отклонены предшественницей госпожи Москальковой, Эллой Памфиловой, или предлагалось применение неприемлемых норм международного права, использование которых означало бы признание Украиной юрисдикции России в Крыму».
Лутковская отмечает, что ситуация осложняется, поскольку большинство заключенных под принуждением приняли гражданство России и были перемещены в отдаленные регионы России.
При этом Лутковская приветствовала «осознание представителями РФ, что удерживать граждан Украины на территории незаконно оккупированной Автономной республики Крым — негуманно».
Украинский омбудсмен выразила свою полную готовность начать активные действия с целью перемещения заключенных с территории АР Крым.
«Пользуясь случаем, повторно высылаю проект Меморандума о введении ad hoc механизма перемещения лиц с территории Крыма на материковую часть Украины», — заявила Лутковская.
Напомним, в июле 2015 года сообщалось об инициативе Лутковской внедрить специальный ad hoc механизм для перемещения осужденных с территории АР Крым на материковую часть Украины.
После освобождения Надежды Савченко российские власти продолжают удерживать за решеткой не менее 31 украинца. Из них 16 — крымские татары. Об этом сообщила председатель правления украинского Центра гражданских свобод Александра Матвийчук, передает Центр информации по правам человека.
Украинским правозащитникам известно, что по так называемому «делу крымских террористов» в России удерживаются Олег Сенцов, Алексей Чирний, Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев, по «чеченскому делу» — Станислав Клых и Николай Карпюк и по «делу Евромайдана» — Александр Костенко.
В так называемом «деле шпионов» российские следователи преследуют Валентина Выговского, Юрия Солошенко и Виктора Шура, по «делу карателя» — Сергея Литвинова, а с целью «давления на Мустафу Джемилева» — Хайстера Джемилева.
На сегодня в Крыму ожидают приговоров 19 человек: по «делу 26 февраля» — Ахтем Чийгоз, Мустафа Дегерменджы, Али Асанов, по «делу Евромайдана» — Андрей Коломиец, а по «делу блогера» — Юрий Ильченко.
Наибольшее количество граждан Украины проходят по «делу крымских мусульман» — Энвер Мамутов, Энвер Бекиров, Ремзи Меметов, Рустем Абильтаров, Муслим Алиев, Рустем Ваитов, Арсен Джепаров, Зеври Абсеитов, Вадим Сирук, Нури Примов, Эмир-Усеин Куку, Рефат Алимов, Руслан Зейтулаев и Ферат Сайфулаев.
Подробнее о большинстве дел украинцев можно ознакомиться в отчете «28 заложников Кремля».
Между тем президент Петр Порошенко анонсировал освобождение украинцев Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.
«Будут освобождения Солошенко и Афанасьева, которые находятся в очень тяжелом состоянии здоровья — рак, сепсис», — сказал президент Украины, пообещав прогресс в процессе освобождения других заложников в течение трех-четырех недель.
Лидер российского движения «За права человека» и член Московской Хельсинкской Группы Лев Пономарев надеется, что процесс возвращения на родину заключенных, запущенный передачей Савченко Украине и Ерофеева и Александрова России, будет продолжен. «Хорошо, что наши отношения [России и Украины] находятся на таком уровне, что это стало возможно. Конечно, этот обмен вселяет надежду, что можно будет делать дальнейшие шаги, которые бы укрепили наши связи», — сказал он.