Заявление Евромайдана SOS о «курсах денацификации» как военном преступлении против гражданского населения на оккупированных Россией территориях
Житель Севастополя Владимир Романов с 18 мая 2022 года ведет в своем телеграмм-канале рубрику «Денацификация». Он выкладывает видеоролики, на которых граждане Украины, жители Херсонской, Запорожской областей и Автономной Республики Крым приносят извинения за нелояльные в отношении армии РФ и российских военнослужащих высказывания в социальных сетях. На этих видеозаписях жертвы произносят предварительно подготовленный текст, иногда просто читая его из бумаги. В конце выступлений эти люди произносят слова: «Я прошел полный курс денацификации». Так называемая «денацификация» заявлена российским режимом в качестве оправдания военной агрессии РФ против Украины.
Видеозаписи жертв «денацификации» находятся в свободном доступе, они стали объектом журналистского расследования «Новой газеты».
Люди на видеозаписях приносят извинения не добровольно. Об этом свидетельствуют следующие факты:
- Видеозаписи с извинениями размещаются не на страницах людей, отображаемых на видео. Эти записи размещаются в телеграмм-канале Владимира Романова.
- Некоторые люди сняты при обстоятельствах, унижающих их достоинство. Роман Сафаров, например, в видеозаписи от 19 мая 2022 раздет по пояс.
- В видео некоторых людях заметны следы насилия. В углу рта Виктора Квитки в видеозаписи от 20 мая 2022 года видны следы крови.
Отношение, унижающее достоинство гражданских лиц на оккупированных территориях, является грубым нарушением Российской Федерацией Конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года.
Подпункт «из» пункта 1 статьи 3 настоящей Конвенции запрещает посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное Унизительное обращение и статья 27 Конвенции устанавливает, что: «Лица под покровительством имеют право в любых обстоятельствах на уважение к их личности, чести, семейным правам, религиозным убеждениям и обрядам, привычкам и обычаям. С ними всегда будут обращаться гуманно, и, в частности, они будут охраняться от любых актов насилия или устрашения, от обид и любопытства толпы».
Подпункт «е» пункта 2 статьи 75 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. по защите жертв международных вооруженных конфликтов запрещает угрожать унизительным или оскорбительным обращениям.
Конвенция о защите гражданского населения во время войны устанавливает обязательства для Российской Федерации. Настоящая Конвенция действует в случае даже если одна из сторон не признает состояния войны, а также во всех случаях оккупации. Дополнительный протокол I предусматривает различные варианты реагирования на нарушения, например, работу Международной комиссии по установлению фактов. Российская Федерация вышла в 2019 году из компетенции Международной комиссии по установлению фактов. Теперь Международная комиссия самостоятельно не может инициировать расследование случаев нарушения Россией норм международного гуманитарного права. Несмотря на это, РФ должна придерживаться на оккупированных территориях требований Конвенции о защите гражданского населения во время войны.
Действия в отношении граждан Украины, о которых говорится в этом заявлении, а именно посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унизительное обращение, является военным преступлением в соответствии к подпункту пункта 2 статьи 8 Римского устава Международного уголовного суда.
Мы заявляем о недопустимости унижения и издевательства над гражданами Украины на оккупированных Россией территориях и призываем прекратить эту бесчеловечную практику.
Мы просим правоохранительные органы Украины провести проверку изложенных фактов и возбудить уголовные дела в отношении виновных в нарушении прав граждан Украины.
Мы обращаем внимание на это военное преступление Международного уголовного суда и Международной комиссии по расследованию, созданной Советом ООН по правам человека.
Мы в очередной раз просим международные организации обеспечить международное присутствие на оккупированных Россией территориях, где люди остались наедине с оккупантом.
Обращение поддержало:
Центр гражданских свобод
Экспертная группа «Сова»
МБО «Экология — Право — Человек»
ГО «МАРТ»
Украинский кризисный медиа центр
Центр противодействия коррупции
Независимая антикоррупционная комиссия — НАКО
One Philosophy
WeareUkraine.info
Фонд DEJURE
Международный благотворительный фонд «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив»
Truth Hounds
Центр общественных инициатив «Идеи перемен»
Луганский областной правозащитный центр « Альтернатива»
Институт массовой информации
ОО “Детектор медиа”
Одесская областная организация ВГО КИУ
ГО Институт развития региональной прессы
Центр глобалистики “Стратегия ХХІ”
БФ «Голоса детей»
Харьковская правозащитная группа
Украинский Хельсинкский союз по правам человека
Украинский фонд правовой помощи
>Краевой Совет Украинцев Крыма
Таврическая гуманитарная платформа
Фундация Открытый Диалог
Европейская экспертная ассоциация
Всеукраинское объединение “Автомайдан”
Украинская ячейка Международного ПЕН-клуба
Объединение родственников политв узников Кремля