Прекращение огня, освобождение пленных и обеспечение доступа международных организаций — 5 лет неисполнения Минского протокола поднимают вопрос о его эффективности
5 сентября 2014 года в Минске был подписан «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины Петра Порошенко и инициатив Президента России Владимира Путина». Документ известен как первое Минское соглашение и предполагает комплекс мер для урегулирования вооруженного конфликта. Еще через полгода, 12 февраля 2015, поскольку продолжались интенсивные военные столкновения, был подписан «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (Второе Минское соглашение), призванный помочь реализовать положения первого соглашения.
5 лет спустя многие договоренности, зафиксированные в документе, не утратили актуальности, но международная платформа гражданского общества CivilM+ с большим сожалением констатирует отсутствие прогресса в их реализации.
Первым и основным требованием «Минского протокола» было обеспечение незамедлительного двустороннего прекращения применения оружия. В последующие годы, несмотря на прекращение активной фазы вооруженного противостояния, полного выполнения этого требования не удалось достигнуть. Переговорный процесс о прекращении огня ведется как в рамках Трехсторонней контактной группы, так и на высоком уровне в рамках Нормандского процесса. Регулярно объявляются перемирия, приуроченные к датам или событиям – к началу школьного года, Рождеству, Пасхе и т.п. Практика показывает, что перемирия, если они даже соблюдаются, не продолжаются долго. Смена власти в Украине привела к оживлению переговорного процесса. 6 июня 2019 Представитель Украины в Трехсторонней контактной группе, второй президент Украины Леонид Кучма заявил, что украинским военным запрещено отвечать на огонь боевиков во время режима тишины. Следующим шагом стало разведение войск у Станицы Луганской. Затем представители Трехсторонней контактной группы в Минске договорились о прекращении огня с 21 июля. Тем не менее, пока это не привело к настоящему прекращению огня. Мониторинговая миссия ОБСЕ ежедневно фиксирует нарушения (от 34 до 130 взрывов ежедневно). С начала очередного перемирия в результате обстрелов погибло, как минимум, 6 украинских военнослужащих и 9 получили ранения.
Протокол также требовал безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц. К сожалению, за последующие годы международного вооруженного конфликта освобождение было подменено концепцией обмена удерживаемыми в местах несвободы, что низводит этих лиц в объект обмена и может способствовать увеличению количества задержаний. Единственный и последний масштабный обмен состоялся 27 декабря 2017 года. В тот день с территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) Украине удалось освободить 73 человека. Взамен украинская сторона передала на неподконтрольную территорию 233 осужденных, которые были задержаны в связи с международным вооруженным конфликтом на Донбассе. В Украине и России это освобождение назвали “первой волной”, за которой должна была последовать “вторая волна” до конца января 2018 года. Позднее сроки “большого обмена” перенесли – и продолжают вести переговоры по этому вопросу до сих пор. На данный момент ожидается обмен нескольких известных украинских удерживаемых. Вероятно, речь идет о 24 пленных украинских моряках, и о Владимире Балухе, Александре Кольченко, Павле Грибе, Станиславе Клыхе, Николае Карпюке, Романе Сущенко и Алексее Сизоновиче. Предполагается, что обмен будет осуществляться по схеме 33 на 33. Также появилась информация о возможном обмене Олега Сенцова. В отличие от предыдущего обмена ожидается освобождение только тех удерживаемых, которые находятся на территории РФ, а не в ОРДЛО. Общее количество удерживаемых на территории ОРДЛО и России, по подсчетам украинских правозащитников, составляет не менее 130 человек.
Требование договоренностей обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ не реализовано в полной мере. Также нет прогресса в выполнении договоренности о выведении незаконных вооружённых формирований, военной техники, а также боевиков и наёмников с территории Украины.
Протокол также фиксировал обязательство провести децентрализацию власти, в том числе принять закон о временном порядке самоуправления в отдельных районах Луганской и Донецкой областей и провести там выборы, а также разработать и законодательно урегулировать вопросы, связанные с амнистией. Украина предприняла законодательные шаги для реализации этой части договоренностей. В частности, был принят закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. В законе говорится о недопущении уголовного преследования участников событий на территории Донецкой, Луганской областей, гарантируется право языкового самоопределения, устанавливается порядок местного самоуправления. Тем не менее имплементация положений закона не возможна, поскольку Минские соглашения не исполняются второй стороной конфликта. Кроме того, Верховной Радой были предварительно одобрены изменения в Конституцию Украины относительно особенностей местного самоуправления в ОРДЛО. Сейчас этот законопроект находится на рассмотрении Конституционного суда. Де-факто власти ОРДЛО в одностороннем порядке провели «выборы», но эти выборы не соответствовали международным стандартам и не могут считаться реализацией соглашений.
Существенно осложняет реализацию соглашений также нежелание российского руководства признать факт поддержки незаконных вооруженных формирований действующих на территории ОРДЛО и прекратить военную, финансовую и материально-техническую поддержку де-факто властей ОРДЛО, а также освободить украинских военнопленных и удерживаемых заложников из числа гражданского населения.
При отсутствии прогресса в мирном процессе продолжаются вооруженные столкновения и человеческие жертвы, растет количество пленных, продолжаются нарушения прав граждан, находящихся в зоне международного вооруженного конфликта, гуманитарная ситуация в регионе остается критической. Согласно данным Управления верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), общее количество погибших среди гражданского населения в результате конфликта по состоянию на 15 мая 2019 года достигло отметки, как минимум, в 3331 человек [1]. Международный вооруженный конфликт и постоянные боевые действия вдоль линии соприкосновения оказывают серьезное негативное влияние на повседневную жизнь проживающих там людей – смерти и ранения, в том числе и мирных жителей, также психологические травмы, дестабилизация региона, экономическая стагнация, ожесточение и фрагментация населения и многое другое
Минские соглашения являются на данный момент единственным формализованным инструментом мирного урегулирования конфликта. Учитывая отсутствие прогресса в выполнении соглашений, мы, члены открытой международной платформы гражданского общества CivilM+ по преодолению конфликта на Донбассе, призываем все стороны и всех участников процесса:
- сконцентрировать усилия на выполнении конкретных положений соглашений, которые могут спасти человеческие жизни: незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия; возобновление контроля Украины над украино-российской границей; обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ,
- безотлагательно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц; вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наёмников с территории Украины;
- проанализировать пробелы и ограничения текущего переговорного процесса и обеспечить его обновление для реального прогресса в достижении мира,
- обеспечить обширное, прямое и усиленное вовлечение гражданского общества и особенно групп, пострадавших в ходе международного вооруженного конфликта, в процесс мирного урегулирования,
- направить усилия на примирение и реинтеграцию населения, предоставить непосредственную помощь пострадавшим в результате международного вооруженного конфликта, в частности, путем упрощения доступа населения, проживающего на неподконтрольных территориях к государственным услугам и выплатам, обеспечивая максимальное способствование реализации их гражданских прав,
- создать возможности для непредвзятого документирования нарушений прав человека и последствий военных действий в ОРДЛО и обеспечить доступ международных гуманитарных организаций для эффективной помощи гражданскому населению на местах,
- способствовать другим срочным шагам на пути мирного урегулирования, в частности: способствовать процессам гуманитарного разминирования, улучшению положения на пунктах пропуска, поддерживать государственные и общественные инициативы по восстановлению региона.
Опираясь на многолетний опыт полевой работы в зоне конфликта, члены открытой международной платформы гражданского общества CivilM+ готовы предоставить новоизбранному Президенту Украины и другим участникам Нормандского переговорного формата, а также участникам Минской трехсторонней контактной группы по урегулированию международного вооруженного конфликта на Донбассе свои предложения, направленные на улучшение гуманитарной ситуации и восстановлению верховенства права в регионе конфликта. Мы также готовы участвовать в совместной разработке плана действий по возобновлению взаимодействия между властями Украины и гражданами Украины, проживающими на временно неподконтрольных территориях.
[1] https://www.ohchr.org/RU/Countries/ENACARegion/Pages/UAReports.aspx
«Alternativa» Luhansk Regional Human Rights Centre (Ukraine)
Center for Civil Liberties (Ukraine)
Kharkiv Human Rights Group (Ukraine)
NGO Kraina Vilnykh Liudei (Ukraine)
Truth Hounds (Ukraine)
Ukrainian Helsinki Human Rights Union (Ukraine)
Human Rights Center “Memorial” (Russia)
NGO “Citizen and Army” (Russia)
DRA (Germany)
Memorial Deutschland (Germany)
Helsinki Citizens Assembly (France)