Одна из предложенных поправок фактически позволит российским властям избирательно не исполнять решения международных органов. Россия, как правило, обязана выполнять их решения в силу того, что она ратифицировала международные или региональные конвенции, такие как Европейская конвенция о правах человека. После вступления изменений в силу, Россия сможет ссылаться на «несоответствие интерпретации» международными органами положений того или иного договора, чтобы не исполнять их решения. В частности, национальные власти считают многие решения Европейского суда по правам человека и подобных ему органов противоречащими национальным интересам, а поправка закрепит в Конституции право не исполнять их.
«Создание конституционного механизма, который позволит не имплементировать положения международных договоров, может серьезно подорвать устои международного права. В случае принятия поправок предлагаемый законопроект не только ухудшит ситуацию с правами человека в России, но и может стать опасным примером, которому могут последовать другие страны с целью уклонения от международных обязательств в области прав человека»
Законопроект был разработан рабочей группой, специально созданной для этого 15 января — в тот же день, когда Путин впервые объявил о конституционных изменениях во время ежегодного послания Федеральному Собранию. Документ, подготовленный без полноценной консультации с гражданским обществом всего за четыре дня, предлагает внести существенные изменения в 14 статей, относящихся к разным главам Конституции, тогда как федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции” требует, чтобы закон о поправке охватывал взаимосвязанные изменения конституционного текста.
Уже 23 января законопроект был единогласно принят в первом чтении нижней Палатой российского Парламента. Окончательное чтение, за которым последует голосование, ожидается в конце февраля.
Вызывает тревогу не только содержание поправок, но и игнорирование властями конституционно предписанных процедур, необходимых для их принятия. Поскольку предлагаемые изменения касаются первых двух глав Конституции, «основы конституционного строя» и «права и свободы человека и гражданина», то в этом случае статья 135 требует принятия новой Конституции Конституционным Собранием с последующим проведением референдума. В настоящее время нет ни самого Конституционного Собрания, ни даже закона об этом органе. Однако, вместо того, чтобы следовать этим процедурам, власти этой весной планируют провести общероссийское голосование, чтобы придать предложенной поправке видимость легитимности.
Стремление властей поставить суверенитет государства превыше интересов народа, игнорируя при этом нормы международного