Лукьяновскую тюрьму Киева продадут инвесторам, которые построят новую
Министерство юстиции Украины после ликвидации государственной пенитенциарной службы, получив в наследство исправительные колонии, тюрьмы и СИЗО, взялось за реформирование уголовно-исполнительной системы. Среди приоритетов реформы — приведение условий содержания заключенных в следственных изоляторах в соответствие европейским нормам. Пилотным проектом должен стать киевский СИЗО, который в народе называют Лукьяновской тюрьмой — из-за площади в центре города, неподалеку от которой она находится. Об этом пишетDeutsche Welle.
Лукьяновская тюрьма была построена в 1863 году. Тогда она имела статус губернской, предназначалась для содержания заключенных всех категорий и была рассчитана на 595 мест. Со временем СИЗО расширился, появились новые корпуса, и в 1930-е годы, когда там располагалась тюрьма НКВД СССР, в ней содержались около 25 тысяч заключенных. Большинство из них были репрессированы. Среди известных узников Лукьяновки разных лет — поэт Максим Рыльский, режиссер Сергей Параджанов, политик Вячеслав Черновол, экс-премьер Юлия Тимошенко и даже нынешний генпрокурор Юрий Луценко.
Теперь Минюст хочет продать Лукьяновский СИЗО, используя схему государственно-частного партнерства. В ее рамках частный инвестор должен построить новый комплекс киевского СИЗО на выделенном для этого участке за пределами города или в отдаленном районе Киева.
«После завершения строительства и переноса Лукьяновского СИЗО инвестор получит взамен земельный участок (где сейчас расположена тюрьма) и недвижимое имущество», — объяснила DW замминистра юстиции Украины Наталья Севостьянова. По ее словам, в настоящее время готовится оценка имущественного комплекса и земельного участка независимым международным оценщиком, вывод которого будет признан западными банками.
Также Минюст ищет проект пенитенциарного заведения, который был успешно реализован и сдан в эксплуатацию в последние 10 лет в странах ЕС, чтобы его можно было воспроизвести и на Украине. Кроме того, финансисты готовят предварительную смету строительства нового киевского СИЗО. «Все будет проходить только на открытом конкурсе путем отбора наиболее выгодных предложений для государства», — заверила Севостьянова.
Правозащитники поддерживают инициативу Минюста, поскольку о проблемах людей, которые находятся в киевском СИЗО, не раз говорили. И настаивали на кардинальном улучшении условий пребывания в нем. «Лукьяновский СИЗО — символ жестокого уголовного преследования людей, хотя они там только в статусе подозреваемых. Там тесно, мест не хватает, люди спят по очереди, грибок на стенах, вода ужасная. Это средневековье», — возмущается член правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, руководитель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров.
По его мнению, перенести СИЗО за пределы города в новое помещение нужно было уже давно. Кроме того, Захаров рекомендует сокращать число тех, в отношении кого мерой пресечения избрано содержание под стражей. Правозащитник Юрий Белоусов не понаслышке знает, как в Лукьяновке обращаются с людьми, поскольку многократно посещал этот СИЗО, занимаясь мониторингом соблюдения прав человека.
«Разговоры об изменении условий содержания подозреваемых велись давно, но из-за коррупции никто серьезно к этому не относился, поскольку за перевод из тесных, грязных камер в нормальные люди платили большие деньги. Коррупция тормозила все реформы», — объяснил DW Белоусов. Сейчас же, по его выражению, провести реформу возможно на тех условиях, которых предлагает Минюст, ведь земля в центре города, где расположен СИЗО, может реально заинтересовать инвесторов.
Пока неизвестно, на каких условиях инвестор может получить землю и комплекс зданий Лукьяновской тюрьмы, и разрешат ли ему полностью снести все постройки. По словам Натальи Севостьяновой, пока Минюст ждет заключения министерства культуры об исторической ценности зданий Лукьяновского СИЗО, если таковая существует. Впрочем, отмечает исследователь истории Михаил Кальницкий, по крайней мере один — самый старый — корпус Лукьяновской тюрьмы стоит сохранить, переоборудовав его в музейно-туристический комплекс.
«Это здание еще нуждается в исследованиях, ведь оно всегда было закрыто для историков. Там можно создать музей или общественное пространство. Ведь память о людях, которые там сидели или которых там расстреляли, должна быть сохранена», — указывает Кальницкий. Он не исключает, что часть зданий Лукьяновки можно превратить в экзотический отель для любителей острых ощущений.
Юрий Белоусов также убежден, что удачная пиар-кампании может превратить тюрьму в популярное квест-развлечение с историческим подтекстом, которое способно приносить хорошие деньги. Ведь в СИЗО существует сеть подземных ходов и коридоров, и все эти аспекты должны быть учтены будущим потенциальным инвестором, который захочет купить Лукьяновскую тюрьму, считает правозащитник.
Если проект по продаже СИЗО сработает в Киеве, то подобная схема частно-государственного партнерства будет предложена инвесторам для вынесения СИЗО за пределы города во Львове и Харькове, говорят в Минюсте. По данным Нацполиции, сейчас на Украине действует 144 изолятора временного содержания.