Украинские власти копируют практики недемократических стран для давления на общественные организации
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Украинские правозащитные организации призывают немедленно отклонить законопроекты №6674 и №6675 авторства Петра Порошенко от 10 июля 2017 года, которые чрезмерно ограничивают свободу объединений и ассоциаций в Украине и наследуют практики недемократических стран.
От этом идет речь в обращении более 70 украинских неправительственных организаций (НПО), которое на пресс-конференции в Киеве обнародовала глава правления Центра информации по правам человека Татьяна Печончик.
«Власти используют риторику, что законопроекты Петра Порошенко соответствуют практике ЕС и США, но это неправда: они, наоборот, копируют Казахстан и Россию. Несмотря на мнимую заботу о прозрачности и подотчетности, введенное регулирование в этих странах привело к почти полному уничтожению неподконтрольных власти общественных объединений и тотальному наступлению на гражданское общество», — заявила она.
Как рассказал директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, казахстанское законодательство об общественных организациях стабильно ухудшается с 2005 года. С 2015 года, следуя российским трендам об «иностранных агентах», в Казахстане начался новый виток усиления контроля над гражданским сектором. Были приняты поправки в закон о некоммерческих организациях, которые (подобно законопроектам Петра Порошенко) обязывают НПО готовить подробные отчеты об их деятельности – про учредителей, виды деятельности, проекты, финансирование и многое другое. Потом Министерство по делам религии и гражданского общества размещает эту информацию в базе данных для публичного доступа. Наказание для тех, кто не подал отчеты или предоставил недостоверную информацию, – штрафы, приостановление деятельности, вплоть до ликвидации.
«На самом деле такие отчеты в прошлом году подали лишь 3-4 тысячи организаций – это всего 10-15% от их общего количества. Две большие правозащитные организации, которые отказались предоставлять такие отчеты и попытались судиться, дела проиграли, а потом к ним пришла налоговая проверка, и они получили огромные штрафы. Однако пока они не закрыты: таким образом власть развесила «крючки», которые могут быть задействованы в любой момент», — сказал он.
По словам Евгения Жовтиса, кроме обнародования большого количества чувствительной информации, введение публичной отчетности для казахстанских НПО имеет дискредитирующий эффект: если раньше подобные данные «сливали» спецслужбы, то теперь они публикуются в соответствии с «законом».
Кроме того, в 2016 году казахстанские власти приняли серию поправок в Налоговый кодекс, согласно которым все коммерческие и некоммерческие организации, а также физлица должны предоставлять информацию об иностранном финансировании, которое направлено на три цели: правовая помощь и правовое информирование, сбор, анализ и распространение информации или проведение социологических опросов. «При этом все это продвигалось под риторикой «прозрачности», чтобы кто-то не устроил «второй Майдан», — добавил Евгений Жовтис.
Подобные тенденции отмечаются и в России, где риторика «открытости» и «прозрачности» была использована как предлог для принятия закона «об иностранных агентах». «Мнимая борьба за прозрачность в Российской Федерации привела к созданию мощных механизмов подавления и уничтожения независимых гражданских инициатив», — заявил Андрей Юров, член совета Международной гражданской инициативы для ОБСЕ, правозащитник, работающий в РФ.
По его словам, новые законодательные изменения также были направлены на то, чтобы максимально усложнить работу гражданскому сектору: «Всегда, когда российская власть говорит про прозрачность, на самом деле она говорит про тонны бессмысленных и беспощадных бюрократических отчетов. Но нужно понимать, что общественные организации, в отличие от бюджетных, — это частные некоммерческие инициативы граждан. И требования к ним должны быть такие же, как и требования к прозрачности обычных граждан», — отметил Юров.
Правозащитники считают, что принятие законопроектов №6674 и 6675 в Украине может стать шагом на пути дельнейшего усложнения условий для работы общественных организаций, с которым столкнулись НПО в недемократических странах постсоветского пространства.
«В Беларуси это уже давно запущено – там действует разрешительный порядок использования иностранной помощи — проекты нужно сначала регистрировать, четко указывать цели, на которые используются средства, и отчитываться в короткие сроки по окончанию проектов (в течение месяца) в Администрацию президента, – рассказывает Евгения Андреюк, заместитель координатора «КрымSOS». — Отчеты не являются публичными, но они очень жесткие, и предоставляются по всем проектам и потраченным средствам. Такое регулирование толкает некоммерческий сектор в тень. И именно это произойдет в Украине при ужесточении регулирования».
Справка: В начале июля 2017 года в Верховной Раде были зарегистрированы законопроекты №6674 и №6675 авторства президента Петра Порошенко, которые устанавливают обязательную публичную отчетность для общественных объединений в Украине. За непредоставление отчетов организации будут лишаться статуса неприбыльности, что фактически заблокирует их работу.
Киев, 26 сентября 2017 года