Речь на HDIM OSCE 2016, Варшава: «Взаимодействие Украины и Интерпола на примере запросов об организации международного розыска лиц, причастных к событиям 20 февраля 2014 года»
В период с октября 2013 года по февраль 2014 года в Украине происходили акции гражданского протеста против авторитарного режима, которые вошли в историю под названием Революция достоинства. В ответ власть начала масштабное преследование гражданского населения с тем, чтоб задушить мирный протест.
20 февраля 2014 года в Киеве на улице Институтской правоохранители расстреляли 47 безоружных демонстрантов и нанесли огнестрельные ранения более 200-м гражданским лицам.
22 февраля 2014 года Президент Украины Янукович В.Ф. и основные высокопоставленные лица государства покинули территорию Украины. На сегодняшний день большинство из них пребывает на территории Российской Федерации.
Расследование преступлений, совершенных в период Евромайдана, осуществляет Генеральная прокуратура Украины. На основании ее документов в марте 2014 года через Рабочий аппарат Национального бюро Интерпола в Украине были направлены запросы об объявлении в международный розыск 12 лиц из числа высшего руководства государства. Эти запросы касались и расстрелов мирных демонстрантов в феврале 2014 года.
Интерпол (а именно Офисом по юридическим вопросам) рассматривал документы целых 8 месяцев. И отказал в использовании каналов Интерпола для их розыска. Мотивировал свой отказ тем, что запросы относительно бывшего политического руководства, а также лиц, занимавших государственные должности, содержат «политические элементы». А это противоречит ст. 3 Устава Организации, и, таким образом, исключает возможность розыска этих лиц Интерполом.
Так же в отказе было указано, что все запросы касались «событий, которые имели место в контексте массовых беспорядков и изменения режима власти в стране».
В дальнейшем, на основании данного решения Рабочий аппарат Национального бюро Интерпола в Украине самостоятельно принимал решения об отказе в использовании каналов Интерпола для розыска Садовника Д.Н., командира роты специального назначения “Беркут”. Он подозревается в организации расстрела мирных демонстрантов подчиненными ему бойцами спецподразделения и непосредственном применении оружия, что повлекло за собой смерть и ранения гражданского населения.
Так же было отказано в объявлении в международный розыск каналами Интерпола и 13 бойцов спецподразделения, которые подозреваются в непосредственном совершении преступлений, в том числе убийств.
Мы разделяем принципы устава Организации относительно невмешательства в дела политического характера. Вместе с тем, обращаем внимание на то, что в данном случае речь идет о категории преступлений, которая связана с гражданскими акциями протеста. А именно с незаконным противодействием этим акциям бывшим политическим руководством. Поэтому в оценке действий подозреваемых в данном случае доминирует именно общеуголовная составляющая, а никак не политическая.
Уведомления о подозрении, предъявленные непосредственно исполнителям и командиру подразделения, дополнительно содержали в себе детальное описание действий 20.02.2014г. правоохранителей.
Вместе с тем, именно отказ Офиса по юридическим вопросам Интерпола, который был сделан без учета обстоятельств совершения преступлений правоохранителями, стал основанием для отказа в их розыске Рабочим аппаратом Национального бюро Интерпола, на том лишь основании что исполнители были правоохранителями, то есть находились на государственных должностях.
Украинское законодательство не допускает описания непосредственно собранной доказательной базы в документах, которые впоследствии направляются в Интерпол. Однако это не может исключать как самого факта наличия таких доказательств, так и возможности использования право на запрос дополнительных данных Интерполом в процессе принятия решения.
Поэтому странно, что хотя Интерпол имеет право на запрос дополнительных документов в случае каких-либо сомнений, это право не было применено Офисом по юридическим вопросам на протяжении 8 месяцев рассмотрения первых 12 запросов.
Так же, это право не было применено Рабочим аппаратом Национального Бюро Интерпола при рассмотрении запросов о розыске исполнителей преступлений.
Вместе с тем, правоохранительные органы Украины обладают прямыми доказательствами причастности указанных лиц к расстрелам, а так же доказательствами того, что 20.02.2014г. не существовало угрозы жизни правоохранителей, которая могла бы оправдать законное применения огнестрельного оружия против гражданского населения.
На наш взгляд, эти доказательства являются существенными при решении вопроса о наличии политической составляющей в предъявленном подозрении.
В условиях развития демократии, и в первую очередь в постсоветских странах, расследования преступлений, совершенных бывшим политическим руководством, а также лицами, занимавшими государственные должности, не всегда имеют политический характер. Часто это продиктовано тем, что они совершили тяжкие либо особо тяжкие уголовные преступления против гражданских лиц. Поэтому нужно отдельно изучать каждое такое событие.
В феврале 2014 года применение огнестрельного оружия против безоружного гражданского населения, с нашей точки зрения, должно квалифицироваться в первую очередь, как уголовное правонарушение, направленное на лишение жизни людей. И расследовать это уголовного преступления бывшего руководства страны прямая обязанность государственных органов, а не появление «политических элементов».
К сожалению, отказ Офиса, который был трактован Рабочим аппаратом как такой, что распространяется на всех должностных лиц, в том числе и правоохранителей, подозреваемых в совершении преступлений в период Евромайдана, исключил возможность для Украины использовать действующую систему международного розыска Интерпола с целью преследования организаторов и исполнителей преступлений.
Безусловно мы понимаем, что отказ Интерпола не ставит под сомнение обоснованность подозрений, которые были предъявлены. Однако, учитывая авторитет Интерпола само решение Организации по отказу в розыске вышеуказанных лиц в связи с подозрением в наличии политической составляющей, на наш взгляд, будет иметь негативное влияние на справедливую оценку протестных событий в Украине.
Такое решение дает карт-бланш высшим должностным лицам какого-либо государства на использования ими правоохранительной системы для совершения преступлений, поскольку является наглядным примером того, что они могут избежать действенного и адекватного преследования с использованием возможностей Интерпол. А это, в свою очередь, только содействует росту безнаказанности власти, которая преследует гражданское население.