Открытое обращение членов Платформы “Гражданская солидарность” к лидерам африканских стран
В июне этого года несколько лидеров государств Африки призвали президента РФ Владимира Путина показать свое желание двигаться к миру до того, как они соберутся 27 июля на саммит Россия-Африка в Санкт-Петербурге. Об этом заявил президент Сенегала Маки Саль в интервью газете Financial Times: «До следующего саммита Россия-Африка он (Путин) должен предпринять какие-то действия, чтобы показать свое желание двигаться вперед хотя бы в гуманитарном плане». Мы высоко ценим эту инициативу, поскольку РФ в ходе агрессии против Украины грубо нарушает международное гуманитарное право, сделала военные преступления способом ведения войны и контроля над населением оккупированных территорий и не демонстрирует своими действиями стремления к гуманизму. В то же время, конкретные шаги российской власти, которые лидерам некоторых африканских стран кажутся подтверждением гуманизма российского руководства, на самом деле такими не являются.
В качестве «хорошего сигнала» президент Сенегала назвал дальнейшие обмены военнопленными и возвращение в Украину детей, похищенных российскими оккупантами. Однако обмены военнопленными демонстрируют главным образом не гуманизм, а стремление государств вернуть своих военнослужащих. О желании вернуть украинских детей их родителям Путин уже заявил после того, как Международный уголовный суд выдал ордер на его задержание. Это обещание еще не выполнено. Многих украинских детей их родители не смогут забрать из России, потому что их отцы и матери убиты российскими военными. Эти «хорошие сигналы» напоминают игру в поддавки с режимом Путина.
В то же время, существует острая гуманитарная проблема, решение которой зависит исключительно от Путина. Именно он может дать указание об освобождении украинских некомбатантов, похищенных российскими военными и спецслужбами на оккупированных территориях Украины. Этих людей держат в неволе в следственных изоляторах и тюрьмах как гражданских заложников. Никто из этих людей не участвовал в боевых действиях. Их арестовали без всякой правовой процедуры, не предъявили никаких обвинений в совершении преступлений. Многие из них лишены свободы с февраля или марта 2022 года, то есть почти полтора года. Российская Федерация скрывает численность гражданских заложников и места их содержания. По оценке инициативы украинских правозащитных организаций «Трибунал для Путина», таких гражданских украинцев около 4700 человек.
В ответах уполномоченных должностных лиц военной полиции Министерства обороны РФ о правовом статусе граждан Украины — некомбатантов их родственникам сказано, что эти люди задержаны «за противодействие специальной военной операции». Данные слова являются очевидной неправдой. Никто из гражданских заложников не был комбатантом. Ответы о задержании за «противодействие специальной военной операции были даны в первые месяцы после начала полномасштабной российской агрессии. В настоящее время российские власти отказываются предоставлять информацию о судьбе похищенных людей и переадресовывают их родственников в Международный Комитет Красного Креста (МККК). Это издевательство над родственниками, потому что российские власти не допускают представителей МККК к большинству похищенных граждан Украины.
Международное гуманитарное право допускает возможность задержания, ареста и интернирования гражданских за действия, связанные с вооруженным конфликтом. Однако пункт 3 статьи 75 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. о защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) установил, что «Любое лицо, подвергшееся аресту, задержанию или интернированию за действия, связанные с вооруженным конфликтом, должно быть без промедления информировано на понятном ему языке о причинах принятия таких мер. За исключением случаев ареста или задержания за уголовные правонарушения, такие лица должны быть освобождены в кратчайший срок и в любом случае, как только обстоятельства, оправдывающие арест, задержание или интернирование, прекратили свое существование». Полтора года нельзя считать «кратчайшим сроком». Любые обстоятельства, которые могли быть причиной задержания, за столь долгий срок утратили свое значение. Многие украинские гражданские заложники были похищены на территориях, которые давно освобождены.
Мы знаем, что никаких объективных причин для задержания этих людей не было. Приведем два примера задержания российскими военными людей в марте прошлого года в Киевской области. Автомобильный механик Евгений Гурьянов был задержан в его доме в Буче лишь за то, что его руки были темными от машинного масла. Только на этом основании русские военные решили, что он занимается оружием. Сергея Любича задержали, когда он вез его соседям в Гостомель воду. Вероятно, по мнению российской власти, опасен любой человек, помогающий другим людям.
Условия содержания граждан Украины в российских местах принудительного содержания не соответствуют нормам международного гуманитарного права. Оно запрещает тюремный режим, то есть содержание задержанных гражданских в закрытых камерах. Задержаные находятся в камерах, они не имеют права передвигаться по территории тюрьмы. Это вызывает разные заболевания, в частности туберкулез. Многих из этих людей пытают и избивают. В канун нового 2023 года в одной из российских социальных сетей была выложена фотография Сергея Любича со следами жестокого избиения на лице.
Длительное лишение свободы гражданских украинцев без судебных решений и юридической процедуры, жестокое обращение с ними, пытки является не только грубым нарушением норм международного гуманитарного права, но и военным преступлением.
Украина не содержит в тюрьмах граждан Российской Федерации — некомбатантов. В связи с этим какие-либо обмены людьми невозможны.
Платформа «Гражданская солидарность» объединяет неправительственные организации, стремящиеся улучшить ситуацию с правами человека, и служит проводником, с помощью которого активисты могут создавать союзы, укреплять взаимную поддержку и солидарность, продвигать идею прав человека на национальном и международном уровнях.
Мы просим лидеров стран Африки приложить все усилия для освобождения Российской Федерацией граждан Украины — некомбатантов без обменов и условий, как этого требует международное гуманитарное право. Именно освобождение всех этих людей может служить подтверждением стремления двигаться вперед в гуманитарной сфере.
Список подписантов:
- Austausch e.V.- для европейского гражданского общества (Германия)
- Шведская сеть ОБСЕ (Швеция);
- Центр участия и развития (Грузия);
- Центр прав человека ZMINA (Украина);
- Центр по правам человека (Грузия);
- Центр исследований правовой политики (Казахстан);
- Центр гражданских свобод (Украина);
- Харьковский региональный фонд «Общественная альтернатива» (Украина);
- Туркмениский Хельсинкский фонд (Туркменистан);
- Правозащитный центр Мемориал (Россия);
- Правозащитный центр «Вясна» (Беларусь);
- Правозащитное движение Бир Дуйно (Кыргызстан);
- Общественное объединение «Достоинство» (Казахстан);
- Норвежский Хельсинкский комитет (Норвегия);
- Международное партнерство за права человека (Бельгия);
- Македонский Хельсинкский комитет (Северная Македония) ;
- Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (Казахстан);
- Crude Accountability (США).