12.07.2017

Как и зачем студентки Могилянки борются с сексизмом в вузах

Студентки Киево-Могилянской академии создали инициативную группу, выступающую против насилия и сексизма в вузах.

Это произошло после того, как представители ультраправых движений сорвали акцию феминисток на территории Киево-Могилянской академии 14 июня, угрожая им насилием.

Несмотря на то, что президент вуза Андрей Мелешевич сделал заявление, в котором засудил действия националистов, а специальная комиссия расследовала инцидент и пообещала прописать политики по предотвращению сексуальных домогательств и насилия, девушки решили действовать автономно, опасаясь, что администрация НаУКМА не выполнит обещаний.

“Украинская правда. Жизнь” поговорила с участницами группы о том, что происходит в Киево-Могилянской академии после того, как националисты сорвали на территории вуза акцию феминисток, и почему им стало страшно посещать вуз.

АКЦИЯ, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Катерина Николенко – студентка второго курса магистратуры кафедры культурологии Могилянки.

14 июня она вышла на акцию “Ні насиллю в університеті“, организованную объединением феминисток FemSolution.

Ни к организации мероприятия, ни к самому движению она никакого отношения не имеет. Вышла, говорит Николенко, чтобы высказать свое несогласие с той моделью поведения, которую выбирают некоторые преподаватели в академии.

Акция должна была проходить на втором плацу университета, там, где находится факультет правовых наук, на котором преподавал Алексей Куренной. Его неоднократно публично обвиняли в сексистских шутках и высказываниях в отношении своих студенток. И акция феминисток частично касалась именно этого.

Катя не знала, что незадолго до начала FemSolution отменили акцию из-за угрозыфизического насилия, и пришла на плац вместе с еще одной студенткой.

На месте их ожидала группа мужчин. Они пришли, чтобы сорвать акцию феминисток.

Среди мужчин, вышедших против акции удалось идентифицировать Владимира Назаренко(депутат Киевского горсовета от “Свободы”), Юрия Ноевого (депутат Киевоблсовета от “Свободы”), Власа Шмидта (глава “Студенческой Свободы”) и Артема Олейника из ВО “Свобода”, членов “Правого сектора” и молодежной националистической организации “Сокол”.

Также на акцию пришел декан по работе со студентами Юрий Глыгало, который, по словам Николенко, на просьбы вызвать полицию не отреагировал.

Девушка рассказывает, что в ее адрес со стороны противников феминистской акции звучали угрозы “Я тебя сейчас нагну” и “Найду после пар“. Поэтому она вызвала полицию.

В полиции мне сказали: можно ли поговорить с кем-то из администрации? Я говорю: “В смысле? Мне 23!”.

Трое полицейских пришли пешком, один из них сразу поздоровался за руку с Назаренко из “Свободы”. Они спросили почему-то, есть ли у нас алкоголь с собой, посмотрели мою сумку.

От моих претензий они отмахивались, говорили, что это ложный вызов, что ничего такого не происходит“, – рассказывает Катя.

ВУЗ, (НА) КОТОРЫЙ ОКАЗЫВАЕ(Ю)Т ВЛИЯНИЕ

После несостоявшейся акции Катерина Николенко, еще несколько студенток и участницы FemSolution коллективно обратились к президенту университета Андрею Мелешевичу.

Они попросили его разобраться в произошедшем и объяснить, как посторонние люди попали на охраняемую территорию вуза.

Вскоре была созвана специальная комиссия по расследованию инцидента под руководством декана факультета Факультету социальных наук и социальных технологий Светланы Оксамытной.

В комиссию также вошла Тамара Марценюк, преподавательница кафедры социологии НаУКМА и авторка книги “Гендер для всех”.

Она убеждена, что “сексистские шутки и комментарии, травля, сексуальные домогательства – это те вещи, которые не должны быть в университете как рабочей и учебной среде“.

В комиссию также вошла Тамара Марценюк, преподавательница кафедры социологии НаУКМА и авторка книги “Гендер для всех”. Фото з Facebook

Мы имеем ситуацию, когда студентки как Могилянки, так и других вузов жалуются на такие вещи.

Поэтому важно не замалчивать проблему, останавливать насилие, а также на уровне учебных заведений разрабатывать политики недискриминации и гендерного равенства, чтобы предупреждать, исключать такие явления“, – поясняет Тамара Марценюк.

Катерина Николенко, как и другие студентки, поддержавшие акцию “Нi насильству в унiверситетi”, посещали лекции Марценюк и отчасти благодаря им сформировали свою активную феминистическую позицию.

Также, по словам Кати, большое влияние на нее оказали и лекции культуролога, директора Центра визуальной культуры Василия Черепанина, которого в сентябре 2014 года неизвестные жестоко избили неподалеку от академии.

“РАЗРЕШИТЕ ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО”

16 июня, спустя два дня после того, как представители националистических организаций сорвали акцию феминисток в Могилянке, несколько студенток с кафедры культурологии решили провести художественную акцию “Дозволь мені мати особистий простір“.

Одной из организаторок стала Ксения Рыбак, студентка второго курса.

Акцию “Дозволь мені мати особистий простір” организовала Ксения Рыбак, студентка второго курса

Девушки написали маркером на картонных коробках фразы, которые может говорить жертва насилия: “Ты знаешь, что я слабее“, “Я хочу чувствовать себя тут в безопасности“, “Не делай мне больно“. Это стало ответом на то, что произошло на втором плацу университета.

Для нас было важно переместить ситуацию в рамки дискуссии, что больше характерно для нашего университета.

И сделать не митинг, а именно художественную акцию“, – говорит Ксения. – “Но мы не думали, что администрация Могилянки так на это отреагирует“.

Когда девушки пришли устанавливать коробки, их ожидал Юрий Глыгало.

Он контролирует культурно-художественный центр, отслеживает все в университете. Он пришел с охранниками, снимал все на видео и пытался выгнать нас с территории университета. Это было очень неприятно“, – рассказывает студентка.

Почему, когда сорок мужчин врываются в университет (это за данными Ксении; по информации свидетелей, их было до 20; охранник НаУКМА назвал цифру в примерно 12-15 молодых мужчин, – ред.), он ничего не делает? После той ситуации он говорил, что не видит в их действиях ничего, что угрожает студентам. А тут он нас пятерых с коробками выгоняет“.

Катерина Николенко признается, что после инцидента 14 июня и из-за того, что она включилась в активную публичную жизнь, она боится приходить в университет.

Я пошла на ту акцию не столько из-за Куренного, сколько из-за того, что в Могилянке в последнее время очень жестко себя чувствуешь на парах, – говорит она. – Если ты употребишь в письме феминитив, преподаватель на следующий день обязательно посмеется над этим.

Во время акции меня постоянно фотографировали неизвестные и говорили, что найдут меня после занятий. Мне страшно приходить в университет, потому что два года назад такие же люди, избили Василия Черепанина, недавно был погром в Центре визуальной культуры… Психологически очень страшно”.

Девушки написали маркером на картонных коробках фразы, которые может говорить жертва насилия

О своих страхах говорит и Ксения Рыбак. Девушки убеждены, что университет, не реагируя на такое, открывает ворота различным дискриминациям в Могилянке.

Мы не согласны с такими раскладами. Эти люди говорили про меня, что я феминистка, а значит, коммунистка, сепаратистка, как будто это слова одного ряда”, – поясняет Николенко.

Мы хотим, чтобы было невозможно озвучить такое, когда тебе говорят – ты феминистка, – как будто это какое-то оскорбление“.

НЕ СКАЗАТЬ МОГИЛЯНКЕ “ПОКА”

Одна из основных проблем, которые студентки из инициативной группы озвучивают, – отсутствие взаимопонимания с администрацией вуза.

Президент провел открытую встречу по поводу инцидента только спустя девять дней, и на ней просил присутствующих не записывать ее на видео”, – говорит Катерина Николенко.

Мы стали обращаться к медиа за поддержкой, потому как, если нет реакции от администрации, значит, ворота открыты для таких людей (которые сорвали акцию, – ред.) и можно сказать Могилянке “пока”.

Комиссия уже опубликовала свои выводы об инциденте, произошедшем 14 июня. Активистки считают, что эти результаты расходятся с их ожиданиями и озвучили это в открытом обращении.

В тексте видно, что вину повесили на организаторок акции FemSolution, якобы они нарушили внутренний порядок Могилянки, – говорит Николенко. – Но это было не студенческое мероприятие, мы пытались реализовать свое право на свободу мирных собраний.

В украинском законодательстве не существует запрета на реализацию права на свободу мирных собраний без предварительного уведомления“.

Студентки создали инициативу против насилия в университете, чтобы не дать этой теме затихнуть.

Это, конечно, уже не про Куренного. Ключевое для нас – тема насилия, которую мы хотим обсуждать разными способами, и не только внутри могилянского сообщества, но и среди студентов киевских университетов вообще.

Мы будем продолжать делать акции, проводить встречи со студентами и студентками, и делать самиздат, чтобы рассказывать обо всем, что связано с этой темой“, – обещает Ксения Рыбак.

Екатерина Сергацкова, журналист, специально для УП.Жизнь

 

Назад
Попередня Наступна
buttons