Евромайдан SOS: новый законопроект правительства г.р. 7290 искусственно сужает возможности для привлечения к ответственности военных командиров и гражданских начальников Российской Федерации за военные преступления
Более 50 дней Украина борется с новой вооруженной агрессией, в ходе которой Кремль использует военные преступления и преступления против человечности как тактику ведения войны. Президент Украины и высшие должностные лица постоянно отмечают, что будут привлекать к ответственности всех, кто причастен к совершению этих международных преступлений: от исполнителей — к высшему политическому и военному руководству Российской Федерации и его пособникам.
Многие знают, что привлечь к ответственности за международные преступления в Украине почти невозможно. В Уголовном кодексе нет ответственности за преступления против человечности, а ответственность за военные преступления выписана настолько размыто, что практически невозможно применить эту норму на практике. Именно поэтому с начала войны в 2014 году и сегодня украинскими судами было вынесено только 4 (!) приговора за совершение военных преступлений.
Законопроект о военных преступниках г.р. 2689, что должно улучшить решение этой проблемы, был принят ВРУ и направлен на подпись Президента Украины еще в июне прошлого года. Более 10 месяцев этот законопроект остается не подписанным, хотя неоднократно это призвали совершить правозащитники и международные организации. Таким образом, к моменту нового вторжения в феврале этого года Украина имела «обнаженный» правовой фронт.
Вместо этого правительство решило подготовить новый законопроект г.р. . 7290, содержащий целый ряд проблемных положений, усложняющих привлечение к ответственности военных командиров и гражданских начальников Российской Федерации за военные преступления.
Да, законопроект г.р. 7290 лишь частично имплементирует в национальное уголовное право привычное для современного международного права институт командной ответственности Этот институт обеспечивает способность Украины преследовать военных командиров и гражданских начальников Российской Федерации, командиров контролируемых российскими властями незаконных вооруженных формирований.
Украинскому следствию и суду по объективным причинам будет сложно доказывать участие конкретных российских военных в совершении конкретных военных преступлений, например, в отношении гражданских лиц, которые произошли в Буче, Ирпене, Ворзеле и Мотыжине и других городах и городках Киевской области. Однако в соответствии с нормами международного права важно также установить командиров российских подразделений и привлечь их к ответственности за то, что они знали о преступлениях их подчиненных и могли, но не предотвратили, не прекратили их совершение, а также не обеспечили преследование этих зверств своих подчиненных.
К сожалению, законопроект г.р. 7290 использует возможности, которые открывает для украинской системы уголовной юстиции международное право только частично. В частности:
⁃ не учитывается такая форма бездействия командира как непредотвращение международных преступлений подчиненных;
⁃ не учитывается, что согласно международному праву военные командиры, лица, фактически действующие как военные командиры, и другие начальники отвечают не только тогда, когда они знали о преступлениях подчиненных, но и должны были знать, учитывая имеющуюся у них информацию.
Эти несоответствия, возможно, на первый взгляд, не кажущиеся принципиальными, на самом деле существенно сужают способность украинских правоохранителей и судов осуществить уголовное преследование и наказание виновников в совершении международных преступлений, совершенных на территории Украины.
Кроме того, законопроект г.р. 7290 предлагает наказывать военных командиров, лиц, фактически действующих как военные командиры, и других начальников за их бездействие лишением свободы сроком от 7 до 10 лет. В то же время согласно положениям проекта подчиненные могут быть наказаны и более длительным сроком лишением свободы или даже пожизненным лишением свободы, тогда как по международному праву наказание бездействия командиров и начальников должно быть не меньше наказания действий их подчиненных.
В конце концов, проблемным выглядит сам стиль изложения положения, которое призвано представить в украинском криминальном правые институт командной ответственности согласно законопроекту г.р. 7290. Этот стиль, пригодный для мирного времени, когда речь идет о спорадических и единичных случаях противоправного поведения подчиненных, требует доказывать бездействие командира или начальника
в отношении каждого из десятков или даже сотен военных преступлений, совершенных их подчиненными.
Согласно международному праву институт командной ответственности гораздо лучше учитывает контекст массового насилия и позволяет преследовать и наказывать командира или начальника даже тогда, когда они, например, не прекратили военное преступление одного подчиненного, что породило многочисленные военные преступления других подчиненных, даже если эти другие преступления командир или начальник действительно пытались прекратить. То есть, с точки зрения международного права, важно не бездействие командира или начальника в каждой конкретной ситуации, а то, спровоцировало ли бездействие в конкретной ситуации дальнейшее противоправное поведение подчиненных.
Другие недостатки нового правительственного законопроекта г.р. 7290 приведены в приложении к настоящему обращению.
Мы не знаем, почему Президент Украины не подписал поддержанный правозащитниками и международными организациями закон о военных преступниках 2689, и кем именно было принято решение о подготовке нового законопроекта и его принятии на заседании правительства именно в такой редакции.
Мы продолжаем надеяться на конструктивное решение этого вопроса и обращаемся к народным депутатам внести необходимые изменения в законопроект 7290. В то время, когда российские войска насилуют женщин и детей, расстреливают целые семьи в их домах, атакуют эвакуационные поезда на станциях — нельзя оставить никакой возможности военным командирам и гражданским начальникам Российской Федерации избежать ответственности за военные преступления и преступления против человечности.
Приложение к обращению: другие недостатки нового правительственного законопроекта г.р. 7290
Кроме проблем с институтом командной ответственности законопроект Р.Н. 7290 имеет другие недостатки:
- В отличие от законопроекта г.р. 2689 в законопроекте г.р. 7290 нет положения об универсальной юрисдикции, согласно которому Украина могла бы преследовать международные преступления независимо от места их совершения и гражданства лица, совершившего такие преступления. Это положение, возможно, не слишком актуально в контексте российской агрессии, поскольку сейчас международные преступления совершаются либо против Украины, либо непосредственно на территории Украины, что позволяет построить уголовное преследование на основе других юрисдикционных принципов. Однако оно стало бы важным свидетельством неприятия Украиной безнаказанности международных преступлений и ее готовности помогать другим государствам. преследовать международные преступления подобно тому, как ныне целый ряд европейских государств, опираясь на принцип универсальной юрисдикции, инициировал уголовные производства по преступлениям, совершенным российскими гражданами против Украины или на ее территории.
- Предложенный в законопроекте г.р. 7290 не содержит указаний на лидерский характер преступления агрессии. Согласно действующему международному праву ответственными за преступление агрессии являются только военно-политические руководители государства. Законопроект г.р. 7290 предусматривает, что ответственными за преступление агрессии должны являться любые лица. В практической плоскости это означает, что каждый российский военнопленный должен автоматически становиться подозреваемыми впоследствии – обвиняемым и осужденным за преступление агрессии согласно уголовному закону Украины. Учитывая массовые зверства, совершаемые комбатантами, воюющими на стороне Российской Федерации против украинцев, такое решение может казаться справедливым. Однако его сложно назвать благоразумным ввиду последствий, которые оно может породить:
- отказ от лидерского характера преступления агрессии означает, что каждый взятый в плен российский военнослужащий автоматически должен приобрести статус подозреваемого в уголовном производстве о преступлении агрессии. Как следствие, их обмен на украинских военнопленных будет искусственно осложняться необходимостью отмены примененных мер, а возможно — и закрытие уголовного производства. Такие решения, конечно, не имеющие ничего общего с отправлением правосудия, могут быть истолкованы международным сообществом как свидетельство несерьезности требований Украины относительно необходимости осуждения российской агрессии и оказания помощи в противодействии ей;
- осужденных за агрессию российских военнослужащих практически будет невозможно в дальнейшем обменять на украинских военных, поскольку согласно законопроекту г.р. 7290 Амнистия и помилование за преступление агрессии запрещается. Таким образом, каждый случай осуждения российского военнослужащего за преступление агрессии будет уменьшать шансы на скорую репатриацию взятых в плен украинцев;
- практика автоматического и тотального криминального комбатантов противоположной стороны однозначно будет осуждена международными организациями как нарушение международного гуманитарного права, что российские власти смогут использовать для дискредитации Украины перед лицом западных партнеров.
- Наконец-то, в отличие от законопроекта г.р. 2689, в законопроекте г.р. 7290 нет положения, указывающего на необходимость учитывать положения международного права при применении положений украинского законодательства о международных преступлениях. В уголовных производствах по этим преступлениям украинские правоохранители и суда объективно будут вынуждены ссылаться в процессуальных актах на нормы международного права. Для того, чтобы обвиняемые или их недобросовестные защитники искусственно не манипулировали этим, утверждая, что такая практика якобы нарушает принцип законности или иные права обвиняемого, и требуется четкая законодательная оговорка, легитимизирующая ссылки на нормы международного права в национальных уголовных преступлениях. Его отсутствие может оказаться «миной замедленного действия» под национальной практикой уголовного преследования международных преступлений.
Обращение поддержало:
Центр гражданских свобод
Центр противодействия коррупции
Харьковская правозащитная группа
Украинский Хельсинкский союз по правам человека
Ассоциация женщин-юристок Украины «ЮрФем»
Общественная организация «Территория успеха»
Общественная организация Крымский центр делового и культурного сотрудничества «Украинский дом»
ОО Народная Защита
ОО Платформа Прав Человека
ОО Украинский Женский Страж
Общественная организация «Культура против хамства»
Женское ветеранское движение
ИСАР Единение<
Международный благотворительный фонд «ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив»
Объединение родственников политзаключенных Кремля
Региональный центр прав человека Таврическая гуманитарная платформа
Украинская гильдия режиссеров
Украинская ячейка Международного ПЕН-клуба
Фонд Граждане
Фонд им. . Федора Шпига
Фундация Открытый Диалог
Фондация DEJURE
ХОФ “Общественная Альтернатива”
SaveDnipro / SaveEcoBot
Адвокатская совещательная группа
Правозащитный центр “Действие”
Черкасский правозащитный центр
Поддержать обращение можно ссылкой.