Сегодня не может быть понятия «свой» и «чужой» на основании происхождения, паспорта или языка
Певец, лидер группы «Океан Ельзи» Святослав Вакарчук выступил с Лекцией Свободы на IV Львовском медиафоруме во время награждения премией имени Александра Кривенко «За путь в журналистике» 27 мая 2016 года.
Приводим текст лекции полностью с сайта Медиафорума.
Я не очень хорошо, но лично знал Александра и помню каким он был светлым и интеллектуально широким человеком. Мне лично сегодня не хватает именно таких людей.
Я хотел бы обратиться через вас, журналистов, к более широкой аудитории политиков и всех граждан. Мы уже 25 лет строим государство, но все это время спорим, что такое Украина и кто такой украинец. Как в XXI столетии определить эти понятия?
Кто-то скажет, что тот, кто идентифицирует себя украинцем, тот и имеет право себя так называть. Хорошо, но если другие не хотят тебя таким идентифицировать? Если ты не родился здесь, имеешь другой паспорт, или говоришь с акцентом? Кто определяет, кто из нас украинец, а кто-нет?
Если ты не родился здесь, имеешь другой паспорт, кто определяет, кто из нас украинец или нет? Погибшие на Майдане армянин Сергей Нигоян или белорус Михаил Жизневский – они были украинцами? И кто больший украинец-они, или те, кто голосовал в Донецке на референдуме, имея при этом стопроцентную украинскую кровь?
Чтобы ответить на эти вопросы легко и без споров, нам на самом деле необходимо фундаментально пересмотреть парадигму отношения к тому, что представляет из себя наше государство и впервые за 25 лет ответить себе, какое государство мы хотим получить, кто и для кого его строит.
Нам нужно перестать строить государство, основанное на кровном патриотизме, а стоит начать строить государство, основанное на конституционном патриотизме. Не общее прошлое, происхождение, кровь или внешняя похожесть должны нас объединять, а общие ценности, образ жизни, правила игры, конституция, которые делают нашу жизнь комфортной на этой территории, в этом обществе, в это время. Вот, по моему мнению, ключ к успеху.
Мы до сих пор живем в парадигме, про которую мечтали, возможно, наши предки или люди, которые хотели строить украинское государство в конце XIX- начале XX века, на сломе эпох, когда разваливались большие империи и когда все маленькие народы чувствовали свою идентичность, объединяясь исключительно вокруг языка, культуры или общей истории. Таким образом было легче противопоставлять себя большим космополитическим империям. Тогда это сработало, потому что мир был закрытым это был единственный способ объединиться против большого врага.
Мне кажется, что в XXI веке эта идея уже не работает, особенно в такой стране, как Украина. Нас часто сравнивают с Польшей, но Украина-далеко не Польша. Мы никогда не имели однородной национальной картины по всей территории, мы никогда не говорили только на одном языке. Да, мы являемся законными наследниками замечательной истории, начиная с Киевской Руси. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что государство, которое образовалось в 1991 году, было создано под влиянием не наших субъективных, а определенных исторических, объективных обстоятельств, и не является абсолютно естественным образованием. Оно было сшито из разных кусочков разных стран, людей с разными историями, разным представлением о прошлом и будущем, в конце концов с разным языком и иногда даже они ходили в разные церкви.
Для того, чтобы сегодня сказать, что же такое нация, нам нужно перестать думать про вещи, которые разъединяют. Не только потому, что они стают поводом для спекуляций, а и потому, что такая система неустойчива. Если не будет определенных опор, она будет постоянно расшатываться.
Когда Моисей выводил евреев из египетского рабства и водил их 40 лет по пустыне, он делал это для того, чтобы в конце концов прийти к горе Синай и там получить от Бога Десять заповедей. На самом деле это была конституция еврейского народа с новыми правилами игры, в не просто с прошлым. Идя только вперед, а не вспоминая про оставшееся в прошлом рабство, они начали строить свою новую историю.
Вспомним историю Соединенных Штатов Америки. Когда в XVIII веке отцы-основатели строили страну, они не опирались ни на что другое, кроме принципов. Они читали Локка, Монтескье, Гоббса, Аристотеля и Платона, и хотели построить идеальное государство, в котором всем людям было бы комфортно жить. Да, им было легче, так как они создавали его с ноля, но они создавали государство мечты и государство будущего, не оглядываясь на вещи, которые держали из в прошлом.
После Второй мировой войны немецкий Рейх к счастью был побежден. Но что делать Германии- стране, которая так много лет была приучена к тому, что они самые лучшие и самые сильные на Земле. Страна была разделена на две части, и у немцев случился кризис идентичности. Они никак не могли понять, кто они теперь такие.
И тогда премьер-министр Аденауэр предложил идею: «Да, мы говорим на немецком языке, у нас общая культура, но не это нас сейчас объединяет. Мы должны объединиться вокруг принципов свободного общества, свободного рынка, свободы и демократии». Они на принципах конституционного патриотизма построили Западную Германию, которая потом успешно объединилась с Восточной.
После смерти Франко в Испании тоже был кризис идентичности, так как Испания не было мононациональной страной. Там столько культур, народов, языков, что если бы они снова начали говорить про Кастильскую Испанию, то сегодня все было бы намного хуже.
Конституционный патриотизм работает там, где есть неоднородная среда, разная история и где нужно объединить людей вокруг определенных фундаментальных принципов, которые кажутся банальными, но объединяют нацию сильнее чем что-либо иное.
Согласитесь, легко любому политику разделить нас основании того, на каком языке мы говорим или в какую церковь ходим. Но легко ли разделить нацию по принципу того «кто за честный суд» или «кто против честного суда». Или «кто за или против свободы прессы и свободы слова». Очень сложно разделить общество, которое построено на идеалистических, но на самом деле прагматичных и очень эффективных, комфортных принципах для жизни.
Моя идея в том, что украинским политикам и вообще всем нам стоит задуматься о том, что в XXI веке мы можем построить уникальное государство, имея свои корни, украинскую, славянскую идентичность. Но оно должно быть основано на очень четких, понятных принципах, правилах игры, которые абсолютно всем украинцам важны, независимо от того, на каком языке мы говорим, в какую церковь мы ходим, в какой части Украины мы находимся.
Когда житель села в Харьковской области буде чувствовать ментальную, интеллектуальную и социальную близость с жителем львовского села на границе с Польшей, это будет означать, что мы создали политическую нацию.
При этом не перечеркиваем историю, прошлое и самобытность. Конституционный патриотизм и космополитизм- это две абсолютно разные вещи. Я считаю, что украинская нация имеет свою идентичность и должна беречь ее, культивировать и поддерживать. Но перед тем как эта идентичность должна быть выведена на повестку дня, мы должны обратиться к еще более фундаментальным вещам.
В каком обществе мы живем, как обеспечить справедливость, как сделать так, чтобы каждому из нас было комфортно в этом обществе? Как сделать так, чтобы мы гордились нашим образом жизни и чтобы наши дети не хотели уезжать от сюда?
Эти вещи не достигаются просто тем, что вы каждый день будете поднимать флаг и петь гимн, а постоянной и трудной работой, борьбой за простые, но очень важные принципы: закон для всех, честные суды, отсутствующая коррупция, свобода слова, абсолютная свобода экономических действий, четкое выполнение каждым гражданином своих обязанностей.
Такими вещами мы берем на себя ответственность и создаем страну по каплям, сами. Недавно мы увидели, как резко идентичность и патриотизм оказываются кстати, когда начинается внешняя агрессия, как события на Востоке показали, кто есть кто. Когда началась вооруженная агрессия именно те люди, которые имеют в крови национальный патриотизм, первыми пошли с оружием в руках защищать страну, ведь они имели хоть какие-то принципы. Тех, про которые я говорю, пока не существует.
Однако если бы люди шли защищать не только свои язык, культуру, идентичность, а и образ жизни, мораль и конституцию, которой они гордятся, очереди у военкоматов были бы в три раза больше.
Я абсолютно уверен, что наше задание- наконец начать строить страну, основанную на принципах справедливости и комфортной жизни. Давайте не будем существовать в парадигме XIX века. Сегодня не может быть понятия «свой» и «чужой» по принципу происхождения, паспорта или языка. «Свой» — если он исповедует те же принципы, готов строить будущее и стоит рядом и защищает это будущее. Все другие разделения делают нас только слабее.
Если мы не изменим эту повестку дня и не станем думать про Украину как про страну, где мы должны создать определенный идеальный мир для себя и наших детей, а будем по-старому провинциально думать про наши заслуги, мы долго не проживем.
Каждый, наверное, с детства помнит, как в столовой стояли серванты с посудой под стеклом. Эту посуду всегда выставляли только когда приходили гости и никто из нее не ел. Это был определенный символ, который нельзя трогать. Давайте перестанем смотреть на нашу страну как на ту столовую с сервантом, в котором стоит посуда. Давайте поменяем мебель на практичную, достанем посуду из сервантов и будем есть из нее каждый день.
Мы этого заслуживаем. И давайте думать про тот дом, который мы строим, не как про дом, в котором мы боимся достать лишнюю вещь только потому, что она нам напоминает о чем-то. Самую главную память мы все равно не выбросим, она защищена нашим генетическим кодом и инстинктом самосохранения.
Будущее сегодня значительно более важно для нас. Защищать своих детей или созданное своими руками вы будете значительно быстрее и эффективнее чем что-либо, оставленное вам в наследство. Созданное своими руками- это самое большое счастье, за которое мы держимся и никогда никому не хотим отдать. Вот правила игры, конституция, образ жизни — это то, что должно объединять нас, а кирпичами должна оставаться наша национальная идентичность.