То, что сейчас происходит в Мьянме, не ново. Не ново ни для Мьянмы, ни для многих других стран, где существуют внутренние конфликты.
Одни люди убивают других людей – часто при участии властей – по признакам цвета кожи, религии, этноса и т.п.
Международные правозащитные организации и международные правозащитники твердят об этом своими еле слышными голосами, зачастую – с самого начала, с того момента, когда трагедию еще можно предотвратить или минимизировать, – а различные государства или политические силы остаются к этому глухи, пока конфликт не попадает в сферу их политических («геополитических») интересов. Тут начинается «озабоченность» и различные «заявления», после чего, как правило, еще много лет продолжает литься кровь.
Если система «права и справедливости» не работает на бытовом уровне и правоохранительные органы становятся неэффективны, люди создают свои собственные структуры, нередко незаконно, тем самым подрывая основы правоохранительных институтов в данной отдельной точке.
Если правосудия и справедливости нет на национальном уровне, начинаются вооруженные конфликты: люди пытаются создавать свои собственные «институты справедливости» на уровне страны, и это разрушает государство как «пространство права».
Если нет системы международной, наднациональной справедливости – возникают гигантские международные конфликты, которые приводят к ужасающим геноцидам, войнам и гибели сотен тысяч людей. При этом в ответ люди создают «международные институты собственной справедливости», нередко на практике становящиеся террористическими структурами.
Наш мир вступил в эпоху, когда все прекрасные пост-военные механизмы защиты Прав Человека (в том числе – предотвращающие или минимизирующие массовые убийства людей), прежде всего – ООНовские, пробуксовывают и вызывают справедливое раздражение. Чем дальше – тем больше.
Многие государства не отдают себе отчета в том, что, подрывая международное право в одном месте, уклоняясь от вмешательства для защиты мирных людей, они разрушают его и в других местах, смертельно опасных для них самих. Так уж устроены политики. Но не так устроены правозащитники! Мы много лет говорим о страшных вещах, которые творятся в Мьянме или, например, в Северной Корее. Мы много раз призывали положить этому конец. И много раз наши обращения заканчивались ничем.
Мы наивны. И я невероятно наивен. Поэтому я хотел бы обратиться к МИД РФ, а также к МИДам остальных стран-членов Совета Безопасности ООН: немедленно предпринять все меры, необходимые для прекращения насилия в Мьянме, в соответствии с духом и буквой Устава ООН и международного права в целом; создать эффективные механизмы контроля за соблюдением Прав Человека – вне зависимости от гражданства, этнической или религиозной принадлежности страдающих там людей; сформировать международные структуры для восстановления мира и права на этих территориях.
Я наивен и потому не могу молчать о происходящем, хотя и знаю, что нечто конструктивное вряд ли случится. И еще, я настолько наивен, что верю: рано или поздно люди, которым важно соблюдение Прав Человека во всех регионах планеты, – ведь это не «внутреннее», а всеобщее дело, касающееся всего человечества, и льющаяся кровь мусульман, христиан, буддистов, индусов, иудеев, атеистов и всех других – это наша кровь, – смогут объединиться и воплотить идеи международной солидарности в такую систему, которая защищала бы каждого человека на планете от произвола властей и вооруженных формирований.
Иначе человечества не станет вовсе.