Презумция правоты полицейского — информационный вброс МВД
В Украине Министерство внутренних дел и политики подкидывают информационные поводы, чтобы отвлечь внимание от необходимости реальных реформ полиции. Такое мнение во время собрания Правозащитного клуба в Киеве высказал эксперт Украинского Хельсинкского союза по правам человека (УХСПЧ) Олег Мартыненко.
Он сожалеет, что из концепции реформирования МВД вычеркнули предложения системных изменений от правозащитников и что эти системные изменения не обсуждаются в обществе.
«Нет таких обсуждений, чтобы даже изначально немотивированный, склонный к коррупции полицейский, попав в эту систему, был бы вынужден работать относительно честно и порядочно. А потому что по-другому нельзя будет работать. Это как на макаронной фабрике. Какое бы вы тесто не загрузили, качественное или не очень, все равно на выходе вы получите макаронину стандартного размера», — говорит он.
Правозащитник считает, что в правоохранительных органах должно быть внедрено электронное документирование, которое позволит отслеживать всю цепочку изменений уголовного дела.
«В компьютере нельзя ничего стереть, не оставив следов. Когда любой прокурор в качестве аудитора посмотрит на изменения оперативника в каком-то деле, у него возникнет вопрос: „А почему вы это сделали? На каком основании? Какие еще в электронной базе есть аргументы за эти изменения?“ Такой оперативник явно получит уголовную статью», — считает правозащитник.
«Электронный документооборот позволяет не сидеть в кабинете у начальника при согласовании своих документов. Они отсылаются по почте с упоминанием дедлайна, когда документ должен быть принят. Начальник в электронной системе ставит галочку „Одобрено“ либо внесет свои замечания. И это тоже видно и, если что, будет подлежать разбору в суде», — добавляет он.
Внедрение электронного документооборота с обучением персонала по всей стране стоило бы Украине около 18 миллионов долларов.
«На реформу только патрульной полиции с самого начала было заложено 24 миллиона долларов. Потом, когда начали делать патрульную службу не в 5 городах, а почти во всех областных центрах, распределили до 3,5 миллионов. Что у нас сейчас бы было, если бы мы начали внедрять такие системные изменения», — говорит Олег Мартыненко.
Он также уверен, что МВД должно избавиться от тех подразделений, которые не являются по сути полицией, и раздать их профильным министерства.
«УБОП должно отойти к СБУ, потому что вся организованная преступность с международными связями — больше специфика СБУ. Таким образом мы бы запустили процесс реформ в других правоохранительных органах», — приводит пример Олег Мартыненко.
Правозащитник отреагировал на предложение полиции увеличить время административного задержания с 3 до 24 часов, когда «человек находится в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения и может нанести вред себе или окружающим».
«Нужно просто добиться, чтобы в судах работали дежурные судьи. Полицейские не будут тогда брать на себя роль борца с преступностью. Если полицейский привезет домашнего дебошира к дежурному судье в полтретьего ночи, то судья может постановить 5 суток административного ареста. Это будет одним из системных изменений, которое говорит о том, что мы получаем не только другую полицию, но и суд», — объясняет правозащитник.
«Они могут до бесконечности гонять бабушек и бороться с парковкой. Но если нет и политики торговли для этих бабушек и места для парковки, то МВД обречено решать социальные проблемы полицейскими методами. Полицейские их не решат и всегда будут виноваты», — добавляет он.
Олег Мартыненко также указывает на коррупционную составляющую в кадровом отборе.
«МВД „втюхало“ в закон о национальной полиции кадровый отбор на абсолютно все должности либо по усмотрению руководства либо по результатам конкурса. Чемоданы с деньгами как шли, так идут за свои должности по определенным каналам», — указывает представитель УХСПЧ.
Он также считает, что системным изменением была бы отмена воинских званий и связи количества выслуги лет со звездами на погонах.
«Согласно старой советской системе, если вы отслужили три года, то начальник обязан дать новую звезду. У него нет выбора: он должен либо наказать подчиненного, чтобы не дать, либо должен дать. В Европе ваше образование — это ваша должность. Там не спрашивают, кто вы, — капитан или майор. Ваша должность говорит, к какому рангу вы дошли по уровню своей квалификации. Вы можете всю жизнь быть начальником райотдела или патрульным офицером. И это нормально. Никто не обязан вас повышать по званию, если вы не сдаете новых экзаменов, не подаетесь на вакансии и так далее», — объясняет Олег Мартыненко.
По его словам, МВД очень талантливо отодвигает эти системные нормы в сторону и вбрасывает «информационные выбросы»:
«Презумпция правоты полицейского — хороший повод поговорить. КОРД — отличный спецназ. Все в восторге. Все наблюдают за системой отбора и уже позабыли, что у МВД есть куча проблем. Например, как минимум три маленькие армии под руководством министра внутренних дел. Это вооруженное подразделение пограничной службы с бронетранспортерами, зенитками и вертолетами, милицейские батальоны, которые ушли выполнять благородную функцию, но не подчиняются министру обороны и Генштабу», — объясняет Олег Мартыненко.
«Именно поэтому у нас никогда не будет политической воли к системным изменениям, потому что в данном случае министр внутренних дел будет чувствовать себя спокойно. Он не прижат к стенке. У него нет безвыходного положения. У него наоборот масса козырей в руках, и он может диктовать волю и премьер-министру и президенту», — резюмирует правозащитник.
Напомним, ранее в Национальной полиции рассказали, какие именно полномочия полицейских хотят расширить.
Источник: Громадське радiо, 7.11.2016