Обращение о гуманитарном кризисе на пограничном переходе Россия-Грузия «Верхний Ларс» и нарушениях прав выдворяемых из РФ граждан Украины

Кому:
- Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и его представительствам в Грузии и Молдове (UNHCR Georgia: https://www.unhcr.org/ge UNHCR Moldova: https://www.unhcr.org/md)
- Уполномоченным по правам человека Украины, Грузии и Молдовы (Украина – Офис Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека: https://ombudsman.gov.ua, Грузія – Public Defender of Georgia (სახალხო დამცველი): https://ombudsman.ge, Молдова – Avocatul Poporului: https://ombudsman.md)
- Правительствам и министерствам иностранных дел Грузии и Молдовы (МИД Грузии: https://mfa.gov.ge, МИД Молдовы: https://mfa.gov.md, Правительство Грузии: https://www.gov.ge, Правительство Молдовы: https://gov.md)
- Представительству Организации объединенных наций в Грузии (UN Resident Coordinator Office in Georgia: https://georgia.un.org)
- Миссии Европейского Союза в Грузии: https://www.eeas.europa.eu/delegations/georgia_en
- Международному Комитету Красного Креста и его представительству в Грузии: https://www.icrc.org/ru/where-we-work/georgia
Мы, представители правозащитных организаций и общественных инициатив региона Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, констатируем наличие множества острых гуманитарных проблем на пункте пропуска Верхний Ларс (граница Грузии и РФ), где украинские граждане, которых власти РФ выдворяют из страны, оказываются в тяжелейшей ситуации. Согласно информации, собранной и обнародованной украинской правозащитной организацией “Защита заключенных Украины” на своем сайте, десятки граждан Украины, которых РФ насильственно выдворяет, не могут пересечь границу на пункте пропуска «Верхний Ларс», оставаясь в неопределенном состоянии без доступа к надлежащей помощи, жилью, еде, средствам связи, медицинской помощи и правовой поддержке, без достаточного количества воды. По состоянию на 21 июля 2025 года, в подвале недостроенного терминала (пункт временного содержания иностранцев, рассчитанный на 18 человек) содержались 95 граждан Украины, в том числе 7 женщин. Среди этих людей есть представители различных социальных групп:
Бывшие украинские заключенные, которые оказались на оккупированной российскими войсками территории и были перемещены в места принудительного содержания на территории РФ. После завершения срока заключения их помещают в центры временного содержания иностранных граждан для депортации.
Украинцы, которых на оккупированных территориях и в РФ осудили российские суды (в том числе политические заключенные) и которых выдворяют после завершения срока заключения.
Граждане Украины, которые жили в РФ, не имеют судимостей, но получили судебные решения о принудительном выдворении. Количество таких людей возрастает в результате репрессивной политики российского режима, который выдворяет с оккупированных территорий украинцев, не принявших российское гражданство.
Некоторые граждане Украины, которых содержат в Верхнем Ларсе, принадлежат к уязвимым группам: беженцы из оккупированных территорий Украины; люди, подвергшиеся в РФ преследованиям по политическим мотивам; люди с инвалидностью.
Эти люди не имеют доступа к еде, медицинской помощи, надлежащим санитарным условиям, связи или правовой помощи. Содержание в таких условиях может длиться неделями или даже месяцами, что является бесчеловечным и унижающим достоинство обращением.
В настоящее время в российских центрах временного содержания иностранных граждан содержится около 800 украинцев, которых российский режим готовится выдворить через Грузию. Инфраструктура пограничного перехода “Верхний Ларс” не готова к такому потоку.
Мы подчеркиваем, что ситуация на пункте пропуска «Верхний Ларс» имеет признаки системного нарушения прав человека и грубо нарушает Европейскую конвенцию по правам человека, а именно:
Статью 3: Запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания;
Статью 5: Право на свободу и личную неприкосновенность (поскольку речь идет о
фактическом содержании под стражей без правовых оснований или решений суда).
а также:
- статьи 5 Всеобщей декларации прав человека (право не подвергаться унижающему достоинство обращению);
- статьи 7 Всеобщей декларации прав человека (право не подвергаться дискриминации, с нарушением которого сталкиваются бывшие заключенные);
- статьи 13 Всеобщей декларации прав человека (право возвращаться в свою страну).
Нарушения прав граждан Украины, которые ждут перехода границы России и Грузии, привлекла внимание ряда средств массовой информации. Более подробную информацию можно получить, например, из статей Русской службы ВВС https://www.bbc.com/russian/articles/cx20pxmj18lo и “Новой газеты Европы” https://novayagazeta.eu/articles/2025/07/17/desiatki-ukraintsev-vydvorennykh-iz-rossii-popali-v-lovushku-na-granitse-s-gruziei 16 июля 2025 года проблема нарушений прав выдворяемых из РФ граждан Украины была обсуждена правозащитниками ряда стран в ходе Solidarity Talks «Трудная дорога домой: как помочь украинцам, которые возвращаются из российских мест принудительного содержания?». Участники этого обсуждения предложили ряд мер по предотвращению дальнейшего нарушения прав человека в Верхнем Ларсе.
Единственным надежным способом прекратить системные нарушения прав человека является организация возвращения граждан Украины из РФ непосредственно в Украину. Министр иностранных дел Украины публично заявил 19 июля 2025 года: “Во избежание дальнейших осложнений мы публично предлагаем России отправлять эти категории украинских граждан непосредственно к границе с Украиной. Мы будем готовы принять их оттуда. Существуют соответствующие участки границы, где это возможно” https://x.com/andrii_sybiha/status/1946526214425813071?s=46. До решения проблемы таким способом необходимо принять комплекс мер по восстановлению прав граждан Украины, которые содержатся в неприемлемых условиях на пограничном переходе “Верхний Ларс”.
Мы осознаем, что проблема нарушений прав граждан Украины на границе России и Грузии является лишь частью большей проблемы преследований граждан Украины в РФ и других странах, но в этом обращении вынуждены сконцентрироваться лишь на самых срочных аспектах данной проблемы.
Также обращаем внимание, что Грузия является государством-членом Совета Европы и обязана соблюдать положения Конвенции по правам человека. При этих условиях государство может быть ответчиком в Европейском суде по правам человека. Для немедленного принятия мер по прекращению этого нарушения может быть, в частности, применено правило 39 Регламента Суда.
Подчеркиваем, что полная ответственность за условия пребывания, обращение с иностранцами и соблюдение международных обязательств возлагается на грузинскую сторону, которая имеет юрисдикцию над своей пограничной инфраструктурой и наделена соответствующими обязательствами.
Неспособность государства обеспечить минимальные гуманитарные стандарты пребывания просителей убежища или лиц в транзите представляет собой системное нарушение международного права. Для сравнения, в 2020–2021 годах РФ искусственно создавала аналогичные ситуации https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-9-2021-0420_EN.html на границе Беларуси со странами ЕС, используя беженцев из Сирии, однако государства-члены ЕС сумели соблюсти основные стандарты международной защиты https://www.slovoidilo.ua/2020/10/26/novyna/svit/yevrosoyuz-hotuye-novi-sankcziyi-proty-lukashenka .
Мы настоятельно просим:
1. Незамедлительно обеспечить гуманитарный доступ к гражданам Украины, которые находятся в транзите или блокированы в пункте перехода “Верхний Ларс”. Организовать посещение представителями Международного Комитета Красного Креста и Комитета ООН по предотвращению пыток как граждан Украины в Верхнем Ларсе, так и граждан Украины в центрах временного содержания иностранных граждан в Российской Федерации.
2. Организовать силами полномочных международных организаций и уполномоченных по правам человека Украины, Грузии и Молдовы мониторинг соблюдения прав человека на маршруте возвращения граждан Украины от Верхнего Ларса в Грузии до Украины. В частности, необходимо выявлять и пресекать нарушения прав бывших заключенных.
3. Обеспечить надлежащие условия проживания для граждан Украины и лиц без гражданства в пункте перехода “Верхний Ларс”, в том числе достаточное питание и медицинскую помощь. Учитывая планы российского режима по активизации выдворения граждан Украины, подготовить условия для приема большего количества людей на этом пограничном пункте.
4. Принять все возможные меры для изменения маршрута транспортировки граждан Украины из РФ и организовать пересечение ими границы РФ и Украины, либо их въезд в Украину через границу с Беларусью.
Мы призываем Генерального секретаря ООН применить политические и дипломатические механизмы воздействия на Правительство Грузии в связи с систематическими нарушениями прав человека в отношении граждан Украины на КПП «Верхний Ларс», а также инициировать срочное реагирование Комитета ООН против пыток — включая правовую оценку ситуации как возможного жестокого или унижающего достоинство обращения (ст. 1 и 16 Конвенции), направление официального запроса грузинской стороне и применение процедур экстренного реагирования, предусмотренных пунктом 20 Правил процедуры КПК ООН.
Подписано:
- Центр гражданских свобод (Киев, Украина)
- Правозащитный центр «ZMINA» (Киев, Украина)
- ХОФ Общественная Альтернатива (Харьков, Украина)
- Бир Дуйно- Кыргызстан
- Международное Партнерство за Права Человека (МППЧ)
- Норвежский Хельсинкский комитет (Норвегия)
- Promo LEX (Молдова)
- Хельсинкская гражданская ассамблея — Ванадзор (Ереван, Армения)
- Public Association “Dignity” (Астана, Казахстан)
- Нидерландский Хельсинкский комитет (Нидерланды)