04.08.2017

Конституционный суд получил новый закон

Сегодня вступает в силу закон о Конституционном суде. Также он предусматривает изменение процедуры избрания омбудсмена, которого теперь будут назначать открытым голосованием, а не тайным. Это вызвало острую критику среди парламентариев и правозащитников. Президент все же подписал документ, но пообещал внести в парламент законопроект о внесении изменений по данному поводу.

Конституционный суд получил новый закон

Модель КСУ была заложена еще в первоначальной редакции Основного Закона 1996 г. и не претерпевала изменений в течение двадцати лет. В украинских реалиях она так и не смогла обеспечить независимость данного органа и уберечь от соблазна принимать те или иные решения, руководствуясь политической целесообразностью, информируют Экономические Известия.

Яркий пример тому — Виктор Янукович, которому вскоре после получения президентского поста в 2010 г. удалось использовать КСУ для существенного расширения своих полномочий путем возвращения к первоначальной редакции Конституции, действовавшей до реформы 2004 г. Для давления на суд тогда прибегали к двум приемам: немотивированным увольнениям на основании якобы нарушения присяги и назначениям политически лояльных судей.

Позже, в связи с бегством экс-президента в Россию после Революции Достоинства в начале 2014 г., возникла необходимость восстановить конституционную легитимность и провести реформу. 13 июля текущего года парламент хоть и со скандалом, но проголосовал за имплементацию конституционных новшеств. А 31 июля президент Петр Порошенко поставил свою подпись под законом о КСУ.

Президент отметил два принципиальных новшества Закона. Во-первых, каждый будет иметь возможность ознакомиться с тем или иным кандидатом в судьи, так как конкурсный отбор будет «абсолютно прозрачный». Кроме того, появляется возможность любого юридического (исключая представителей государства или местного самоуправления) или физического лица подать жалобу в КСУ.

Глава государства отметил, что никогда в истории Украины не обеспечивалось это право обычным гражданам. «Если человек, пройдя рассмотрение своего дела в обычных судах, считает, что закон, который был применен при принятии решения по нему, является неконституционным, то он не должен больше искать народных депутатов или президента. Он получит, наконец, право непосредственно обратиться в КСУ с конституционной жалобой. И суд должен рассмотреть и вынести соответствующее решение», — резюмировал Порошенко.

Согласно новой версии закона, в состав КСУ входит 18 судей, шесть из которых назначает президент, шесть — парламент, и шесть — Съезд судей Украины. Сам КСУ будет действовать в составе шести коллегий, двух сенатов и Большой Палаты. Кроме этого, вводится конкурсный порядок отбора кандидатур на должность судьи КСУ. А сам суд получает право выдавать обеспечительные приказы и останавливать действие любой законодательной нормы, конституционность которой обжалуется.

Этим же законом существенно повышается зарплата судей КСУ — до 75 прожиточных минимумов или около 120 тыс. грн. Судьи КС в отставке будут получать пожизненное денежное содержание в размере 50%, безотносительно их дальнейших заработков. Судьям КСУ, занимающим должности секретаря Коллегии, выплачивается ежемесячная доплата в размере 5% должностного оклада судьи; заместителю председателя суда — 10% должностного оклада судьи; председателя суда — 15% должностного оклада судьи.

Судья КСУ назначается на девять лет без права быть назначенным повторно. Также законом определены основания для увольнения судьи КСУ. Предусмотрено, что судья без согласия суда не может быть задержан или содержаться под стражей либо арестом до вынесения обвинительного приговора судом, за исключением задержания судьи во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Закон предусматривает новую форма обращения в КСУ — конституционную жалобу, которую может подать гражданин. Для предоставления экспертной помощи в процессах по конституционным жалобам в КСУ до 2020 г. вводится институт специального советника, который может быть компетентным в этом вопросе иностранцем, но не гражданином России.

Закон вызвал резкую критику со стороны некоторых депутатов и правозащитников. Главная их претензия к Банковой: в документ после первого голосования была включена норма об открытом голосовании за кандидатуру уполномоченного парламента по правам человека (омбудсмена). Это притом, что его деятельность и назначение регулируется отдельным законом и предполагает тайную процедуру его избрания.

Так, в правозащитной организации Amnesty International вообще выразили удивление, как норма об избрании омбудсмена оказалась в тексте закона о КСУ, и считают, что «произошла подмена результатов голосования, которая предусматривает новую процедуру избрания омбудсмена и которая приведет к политизации этой ключевой для защиты прав человека должности».

«Такие манипуляции в Раде делегитимизирует не только институт Уполномоченного по правам человека, но и Парламент. Это обязательно повлияет негативно на имидж Украины как правового государства, за который Вы, как Президент, ответственные как гарант Конституции», — отметили в Украинском Хельсинском союзе по правам человека (УХСПЧ).

Как отметила юрист Анна Маляр, положение об открытом голосовании парламентом за омбудсмена приведет к тому, что уже сейчас начнется давление на нардепов. Даже есть подозрение, что на эту должность уже определена кандидатура Людмилы Денисовой («Народный фронт»), экс-министра социальной политики, и что эта норма прописана именно под нее.

«По сути, парламентариев могут шантажировать, в частности, возможностью лишения украинского гражданства или снятием неприкосновенности. При тайном голосовании депутат не боится давления, и тогда избрание будет независимым», — считает Маляр.

В пресс-службе главы государства сообщили, что в ближайшее время Петр Порошенко внесет на рассмотрение парламента законопроект о внесении изменений в законодательство в части назначения и увольнения омбудсмена. В сообщении отмечается, что президент не мог не подписать данный закон, так как «без этого закона указанные прогрессивные конституционные новации не могут заработать на практике».

«В заключительные положения этого закона народными депутатами были включены нормы о процедуре назначения и увольнения омбудсмена. Это не касается функционирования КСУ. Тем не менее, парламент принял закон о КСУ в целом вместе с этими нормами, а поэтому введение закона в действие без них невозможно», — сказано в сообщении. Вместе с тем, по мнению президента, вопрос процедуры назначения и увольнения омбудсмена требует отдельного решения.

По словам эксперта Центра политико-правовых реформ Юлии Кириченко, принятый закон также сохраняет возможность политического давления на судей. «Описанная процедура отбора не содержит конкурсных элементов и не позволяет выявить самых достойных. То есть, практику назначения в КСУ политически лояльных судей новый закон вряд ли изменит», — считает она.

Кроме того, продолжила эксперт, закон не содержит разъяснения такого нового основания для увольнения судей КСУ, как совершение ими существенного дисциплинарного проступка, грубого или систематического пренебрежения своими обязанностями, несовместимого со статусом судьи КСУ, или выявлению его несоответствия занимаемой должности.

«Поэтому практика немотивированных увольнений судей также вполне может быть продолжена уже на этом основании, как это было с увольнениями судей КСУ с формулировкой «за нарушение присяги». Разве что сегодня это будет делаться через КСУ, поскольку полномочия увольнения судей перешли к самому КСУ», — отметила эксперт.

С ней солидарен и директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Конечно, этот закон усиливает влияние президента на КСУ. Шесть его кандидатов, шесть от парламента — большинство из которых будут от БПП и «Народного фронта», и конечно, у него будут свои люди и от Съезда судей. То есть, президент сможет контролировать весь конституционный процесс. Ведь любой конституционный спор переносится в КСУ», — заявил он.

По словам эксперта, если депутаты, к примеру, подадут в КСУ какое-то обращение по ограничению прав президента, то очевидно, в чью пользу примет решение КС. «И президент даже не будет звонить судьям, они сами прекрасно понимают, по чьей квоте они прошли, и будут очень чувствительны к его мнению. То есть формально КСУ вроде как будет независимым, а фактически — таким же, как и был раньше», — резюмировал он.
Материал опубликовано 03.08.  

Назад
Попередня Наступна
buttons